Журнал «Здоровье» 1976 год
ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ
МУТИЗМ
М. И. БУЯНОВ, кандидат медицинских наук
В конце прошлого столетня ненецкий врач А. Куссмауль описал расстройство речи у детей, которое назвал мутизмом, что в переводе с латинского означает «немой, безгласный».
Однако пристальное внимание ученых эта проблема привлекла лишь в тридцатых годах нашего века, когда детский психиатр М. Трамер (Швейцария) попытался разобраться в причинах мутизма.
В нашей стране ряд работ, посвященных мутизму, принадлежит детским психиатрам Г. Е. Сухаревой и Т. П. Симеон, которые выделили несколько клинических вариантов этого речевого расстройства.
Изучение проблемы продолжается. Ею занимаются детские психиатры, невропатологи, логопеды.
КОГДА ХОТЯТ дать представление о том, как сильно испуган или изумлен человек, часто говорят: «Он прямо-таки потерял дар речи», — хотя на самом деле этого и не происходит. Однако бывают случаи, когда, пережив нервное потрясение, люди действительно лишаются способности говорить.
...На глазах двенадцатилетней Веры столкнулись две автомашины и погибли находившиеся в них пассажиры. Сама она не пострадала только чудом.
В момент каастрофы девочку как бы парализовало: она не могла двинуться с места, вымолвить слова. Спустя какое-то время оцепенение прошло, но способность говорить не возвращалась.
Нервная система Веры отреагировала на потрясение не только отключением речи: она стала почти беспрестанно плакать, плохо есть, беспокойно спать (часто вскрикивала, вскакивала с постели: ей снилось пережитое).
Говорить Вера начала лишь через пять-шесть дней, но очень вяло, как бы нехотя, и шепотом, иногда заикаясь.
Однако когда кто-либо из родственников пытался расспросить ее о происшедшем, она снова надолго замолкала, а потом опять говорила шепотом.
И так случалось всякий раз, как только разговор заходил о катастрофе и даже просто о машинах.
Другой случай. Игорю было 10 лет, когда однажды учитель сделал ему резкий выговор за то, что он не смог правильно ответить у доски.
С тех пор Игорь, очень впечатлительный, все близко принимающий к сердцу и неуверенный в себе, стал бояться отвечать на уроках, а потом и вообще разговаривать в школе.
Обычно он отмалчивался, а если вынужден был говорить, то не мог подобрать нужные слова, начинал заикаться. У Игоря возник навязчивый страх речи, или логофобия, — особая форма невроза.
Мальчик пытался преодолеть этот появляющийся помимо его воли страх, но ничего не мог с собой поделать.
Через 6—7 месяцев он уже «немел» при одной только мысли о том, что придется идти в школу. А после того, как его оскорбили и высмеяли в магазине, когда он не смог быстро назвать кассирше нужную сумму, страх речи стал возникать уже не только в школе; Игорю вообще стало трудно общаться с посторонними.
И, наконец, еще один пример. Коля ненавидел своего отца, который постоянно был пьян и груб, выгонял мальчика из дома, издевался над матерью.
И вот Коля перестал разговаривать в присутствии отца, даже когда тот бывал трезв и не дебоширил.
Поначалу это была сознательная реакция протеста против поведения отца. Но постепенно молчание вошло в привычку и приобрело у мальчика болезненный характер — он уже не просто не хотел, но и не мог говорить при отце.
И не только при отце, а и вообще в присутствии пьяных. Со всеми же остальными он разговаривал вполне свободно.
...Три жизненные ситуации — три случая отключения речи. Такую болезненную молчаливость, вызванную сильными психическими потрясениями и тягостными переживаниями, врачи называют психогенным мутизмом.
Особенно предрасположены к его возникновению люди, психически и физически ослабленные, чрезмерно впечатлительные, робкие и нерешительные.
Мутизм совсем не такое редкое явление, как некоторым может показаться. Наиболее часто он возникает у детей (преимущественно дошкольников), реже у подростков и как исключение — у взрослых.
И эта закономерность вполне объяснима. Речь неразрывно связана с сознанием, мышлением, всей психикой человека. И, значит, прежде всего зависит от состояния его нервной системы.
У ребенка по сравнению со взрослым нервная система более чувствительна и ранима, а впечатления еще не корригируются доводами рассудка. И чем младше дети, тем ярче это выражено.
Малыши не могут, например, разграничить реальную и мнимую опасность и одинаково сильно реагируют на звук пролетающего самолета и приближение мчащейся на встречу автомашины. Они боятся одиночества, темноты.
Более старшие дети очень болезненно реагируют на оскорбление, особенно публичное, унижение. Этими особенностями психики и объясняется то, что у детей, и прежде всего у маленьких, возникают и долго сохраняются различные нарушения речи. Устранить их не всегда легко.
Мутизм может быть тотальным, когда молчание сохраняется постоянно, в любой обстановке, но эта форма встречается, к счастью, редко.
Более распространен элективный, или избирательный, мутизм, для которого характерно отключение речи только в травмирующих психику ситуациях, как у Веры.
Иногда же речь сохраняется, но пропадает голос и говорить приходится шепотом.
Временное отключение речи может носить эпизодический характер: испугало что-то ребенка, и он на час-два замолчал, а потом заговорил как ни в чем не бывало.
Но бывает и иначе: раз возникнув, мутизм затем повторяется снова и снова под влиянием одних и тех же или схожих травмирующих психику обстоятельств.
Случается, родители поначалу не придают большого значения подобным нарушениям. Иные считают их даже капризом и потому упрекают, стыдят, наказывают ребенка, требуя, чтобы он говорил как следует.
Ведь он, на их взгляд, вполне здоров; если и помолчал немного, а потом заговорил, значит все в порядке.
Нет, не все в порядке. С каждым разом болезненная молчаливость усугубляется, становится более продолжительной. И если не начать лечения сразу же, она может принять стойкий характер.
А это крайне нежелательно — ведь длительное расстройство речи нарушает нормальное формирование личности ребенка.
Поначалу психогенный мутизм обычно легко поддается лечению; с запущенными формами врачам приходится бороться месяцами, а то и годами.
Кстати, родители Веры, о которой я рассказал в самом начале, очень быстро обратились за помощью к детскому психиатру.
Девочке провели курс психотерапии и лекарственного лечения, и все явления невроза — повышенная раздражительность, плаксивость, нарушения аппетита и сна — быстро прошли. Постепенно исчезли и нарушения речи, в том числе заикание.
Несколько иначе обстояло дело у Игоря, который стал нашим пациентом толью в 16 лет: потребовалось упорное и весьма длительное лечение, так как с момента возникновения мутизма прошло шесть лет.
Постепенно и у него восстановилась нормальная речь. Но неуверенность в себе, чрезмерная впечатлительность, ранимость остались, а значит, и остался повышенный риск вновь заболеть логофобией.
Коле же была нужна не столько медицинская помощь, сколько здоровая, спокойная семейная обстановка.
Когда по совету врача мать отправила мальчика жить к родным, расстройство речи у него исчезло.
Создание спокойной, доброжелательной атмосферы вокруг ребенка, страдающего психогенным мутизмом, — одно из важнейших условий успешного лечения.
Такие дети особенно нуждаются в понимании, чутком, ласковом отношении. Их нельзя сурово наказывать (ведь наказание — тоже психическая травма), предъявлять к ним слишком жесткие, непосильные для них требования, например, лишать обещанного удовольствия или держать у доски, «пока не заговорит».
Поэтому в лечении ребенка союзниками врача непременно должны стать родители и педагоги.
Еще одно обязательное условие — соблюдение правильного режима и особенно режима сна. Дети и подростки, страдающие невротическими формами мутизма, обычно с трудом засыпают, сон у них бывает поверхностным, не приносит ощущения бодрости.
Чтобы лучше спалось, необходимо вечером спокойно погулять час-полтора, не есть на ночь острую пищу, не пить много жидкости.
Выполнение этих требований намного увеличивает эффективность любых медикаментов, и наоборот: нарушение может свести на нет результаты самого настойчивого лечения.
По материалам журнала "Здоровье" 03.1976 г.
- Online книги:
- Популярная медицинская энциклопедия
- Энциклопедия домашнего хозяйства
- Полная энциклопедия женских рукоделий
- Кройка и пошив дома
- Устранение дефектов одежды
- Архив журнала "Здоровье"
- Архив журнала "Твоё здоровье"
- Целебные свойства пищевых растений
- Цветущая косметика
- Косметика, возраст и время года
- Уход за кожей лица
- Справочник по лечебному питанию
- Фитоэргономика
- Зеленая аптека Кузбасса
- Лекарственные растения
- Приятного аппетита
- Блюда из крупы бобовых и макарон
- Блюда из овощей и фруктов
- Паштеты и бутерброды
- Кулинария
- Приложение к журналу «Крестьянка»
- Приложение к журналу «Работница»
- Домоводство
- Сад, цветы
- Библия Новый завет Псалтирь
- Орфографический словарь русского языка
- Короткие советы о здоровье:
- Если вы начали полнеть
- Курение неблаготворно влияет на зрение
- Можно ли заставить себя спать
- Обязательно мойте фрукты
- Почему опасна неподвижность
- Продолжительность сна
- Чем болеют курильщики
- Что такое клептомания?
- О другом:
-
Юбки -
основные чертежи: Представлены юбки разных фасонов
Прямая юбка с шестью вытачками
Юбка двухшовная - Технология пошива
- Отделки к одежде и белью
-
Как погладить брюки:
Брюки из шерстяной ткани
Брюки из хлопчатобумажной ткани - Как отбелить белье: При помощи химических средств
- Фраза дня
-
Маленькие
секреты - Детское питание
-
О продуктах и культуре потребления
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека?
Ткани тела человека, скажем массой 70 кг состоят из...
- Устранение дефектов одежды:
- Конструктивные дефекты одежды
- Технологические дефекты
- Примерка образцов одежды
- Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения
По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.
Использование
материалов сайта
только с разрешения владельца сайта
Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software