Журнал «Здоровье» 1978 год

«ТА, У КОТОРОЙ ПРИЗАНЯТЬ БЫ СЧАСТЬЯ...»

И. 3. КОПШИЦЕР, кандидат медицинских наук

В 1934 году в неврологическую клинику Московского научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского (МОНИКИ) поступила популярная в то время балерина, талантливый балетмейстер режиссер Лина По.

В течение 10 лет она успешно выступала со своими хореографическими программами. Но вот тяжелое осложнение гриппа — энцефалит.

Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение.

Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, поражение зрительных нервов.

Профессор Д. А. Шамбуров под руководством которого проводилось лечение, обратился за помощью к выдающемуся офтальмологу академику В. П. Филатову.

Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов таких как амузия и параличи ног и рук, были устранены, неотвратимо пришла беда: Лина По потеряла зрение. Казалось что творческой деятельности этой одаренной женщины пришел конец.

Д А. Шамбуров знал что она с детства увлекалась музыкой, танцами, рисованием, лепкой, писала стихи. Будучи балетмейстером, Лина По часто создавала в рисунках, с помощью пластилина мизансцены будущих спектаклей. И Дмитрий Афанасьевич подумал, а нельзя ли использовать разнообразности Лины По, ее трудолюоие, настойчивость — неотъемлемые черты характера балерины — для преодоления вынужденной бездеятельности?

Чуткий, заботливый врач, он дает ей как бы невзначай один-другой раз хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку.

Затем принес пациентке пластилин и, убедившись что дело пошло порекомендовал серьезно заняться скульптурой.

В 1937 году когда не прошло и года после выписки Лины По из клиники, была открыта персональная выставка ее произведений, о которых заговорила пресса.

Творчество незрячего скульптора продолжалось с 1936 по 1948 год, ею создано более ста скульптур.

Как же ей удалось такое? Как смогла она, пережившая большую беду лишившись зрения, создавать и создать исключительно оптимистические, жизнеутверждающие произведения?

Народный артист СССР С. М. Михоэлс в книге отзывов на выставке произведений Лины По записал: Талант всегда зрячий». Лина По будучи незрячей действительно видела. Но как?

Вот что рассказывала сама Лина По. Однажды она создала изящную скульптурную фигурку балерины, назвав ее «Прыжок». Лепила ее с азартом, в состоянии творческого подъема и вдохновения.

Утром пришедшую навестить родственницу предупредила: «Осторожно, не заденьте мою новую работу. Как она вам нравится? Я над ней трудилась всю ночь».

Каково же было удивление и родственницы и самой Лины По, когда выяснилось что никакой новой скульптуры не существует, что Лина перепутала сновидение с действительностью что «Прыжок» от начала и до конца создан только в сновидении.

Но ев сновидения были настолько ярки и зрительно реальны, весь творческий процесс лепки был настолько ощутим, что она очень быстро воссоздала замечательную фигурку «Прыжок».

Этот рассказ многое даст для понимания психофизиологических механизмов компенсации слепоты у Лины По.

Прежде всего важно отметить, что зрительные образы ее сновидений были очень яркими, носили не мимолетный характер, как обычно бывает, а продолжали зрительно существовать в сознании и после пробуждения.

Такое редко встречающееся у людей свойство в медицинской психологии известно под названием эйдетизм Это своеобразная разновидность зрительной образной памяти.

Обладатель ее не вспоминает не представляет себе в уме предмет или любой образ а видит его, как на фотографии или нв экране.

Подобные эйдетические образы стояли перед мысленным взором Лины По. Но этого было явно недостаточно для творческого процесса в целом.

Снова обратимся к высказываниям Лины По. Однажды она сказала литератору А. М. Арго: «.. Образ А. П. Чехова пришел мне ночью во сне, пришел ярко, зримо трехмерно... Я сразу почувствовала все размеры в пальцах...»

Эта реплика свидетельствует о редкой способности воспринимать образ сразу с помощью нескольких органов чувств.

Лина По не только объемно увидела образ А. П. Чехова, но одновременно и почувствовала в пальцах размеры и пропорции скульптуры. Она тут же попросила свою сестру замесить глину и приступила к работе.

Разумеется, не всегда и не все было так «просто» и «легко» как может показаться. Бывали очень трудные периоды, когда творческая деятельность угасала и сменялась бездействием бесплодным унынием, когда исчезали эйдетические образы. И Лине казалось что она уже никогда больше не сможет творить. Ей нужна была помощь и моральная поддержка.

После Д. А Шамбурова сыгравшего первостепенную роль в выборе пути, опорой для нее стал замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров.

Многие выдающиеся деятели нашей страны пристально, с интересом следили за успехами Лины По.

С. Т. Коненков (который, кстати, говорил: «Музыка двигала мой резец... Мелодия помогает художнику создавать зрительный, живописный образ») был восхищен ее личностью и посвятил ей стихотворение.

Выдающийся офтальмолог нашей страны В. П. Филатов, сам не только талантливый ученый но и художник и скульптор, и поэт, также высоко оценил ее творчество.

К концу жизни Лины По его непрерывными стараниями (он многократно приезжал к ней из Одессы) удалось добиться незначительного успеха в лечении слепоты.

В одном глазу появилось маленькое «оконце для зрения» Однако, как зто ни странно, оно мешало процессу лепки и во время работы Лина По завязывала глаза.

Творческие успехи окрыляли Лину По и она была в буквальном смысле этого слова счастлива. Иногда даже говорила «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Поэт Яков Хелемскии в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее:

Та, у которой призанять бы счастья, теперь иные зрячие могли...

«Юннатка Наташа» (1939 год).

«Женщина с биркой» (1939 год).

По материалам журнала "Здоровье" 04.1978 г.

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения







По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель