Журнал «Здоровье» 1978 год
«ТА, У КОТОРОЙ ПРИЗАНЯТЬ БЫ СЧАСТЬЯ...»
И. 3. КОПШИЦЕР, кандидат медицинских наук
В 1934 году в неврологическую клинику Московского научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского (МОНИКИ) поступила популярная в то время балерина, талантливый балетмейстер режиссер Лина По.
В течение 10 лет она успешно выступала со своими хореографическими программами. Но вот тяжелое осложнение гриппа — энцефалит.
Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение.
Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, поражение зрительных нервов.
Профессор Д. А. Шамбуров под руководством которого проводилось лечение, обратился за помощью к выдающемуся офтальмологу академику В. П. Филатову.
Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов таких как амузия и параличи ног и рук, были устранены, неотвратимо пришла беда: Лина По потеряла зрение. Казалось что творческой деятельности этой одаренной женщины пришел конец.
Д А. Шамбуров знал что она с детства увлекалась музыкой, танцами, рисованием, лепкой, писала стихи. Будучи балетмейстером, Лина По часто создавала в рисунках, с помощью пластилина мизансцены будущих спектаклей. И Дмитрий Афанасьевич подумал, а нельзя ли использовать разнообразности Лины По, ее трудолюоие, настойчивость — неотъемлемые черты характера балерины — для преодоления вынужденной бездеятельности?
Чуткий, заботливый врач, он дает ей как бы невзначай один-другой раз хлебный мякиш с просьбой вылепить какую-нибудь фигурку.
Затем принес пациентке пластилин и, убедившись что дело пошло порекомендовал серьезно заняться скульптурой.
В 1937 году когда не прошло и года после выписки Лины По из клиники, была открыта персональная выставка ее произведений, о которых заговорила пресса.
Творчество незрячего скульптора продолжалось с 1936 по 1948 год, ею создано более ста скульптур.
Как же ей удалось такое? Как смогла она, пережившая большую беду лишившись зрения, создавать и создать исключительно оптимистические, жизнеутверждающие произведения?
Народный артист СССР С. М. Михоэлс в книге отзывов на выставке произведений Лины По записал: Талант всегда зрячий». Лина По будучи незрячей действительно видела. Но как?
Вот что рассказывала сама Лина По. Однажды она создала изящную скульптурную фигурку балерины, назвав ее «Прыжок». Лепила ее с азартом, в состоянии творческого подъема и вдохновения.
Утром пришедшую навестить родственницу предупредила: «Осторожно, не заденьте мою новую работу. Как она вам нравится? Я над ней трудилась всю ночь».
Каково же было удивление и родственницы и самой Лины По, когда выяснилось что никакой новой скульптуры не существует, что Лина перепутала сновидение с действительностью что «Прыжок» от начала и до конца создан только в сновидении.
Но ев сновидения были настолько ярки и зрительно реальны, весь творческий процесс лепки был настолько ощутим, что она очень быстро воссоздала замечательную фигурку «Прыжок».
Этот рассказ многое даст для понимания психофизиологических механизмов компенсации слепоты у Лины По.
Прежде всего важно отметить, что зрительные образы ее сновидений были очень яркими, носили не мимолетный характер, как обычно бывает, а продолжали зрительно существовать в сознании и после пробуждения.
Такое редко встречающееся у людей свойство в медицинской психологии известно под названием эйдетизм Это своеобразная разновидность зрительной образной памяти.
Обладатель ее не вспоминает не представляет себе в уме предмет или любой образ а видит его, как на фотографии или нв экране.
Подобные эйдетические образы стояли перед мысленным взором Лины По. Но этого было явно недостаточно для творческого процесса в целом.
Снова обратимся к высказываниям Лины По. Однажды она сказала литератору А. М. Арго: «.. Образ А. П. Чехова пришел мне ночью во сне, пришел ярко, зримо трехмерно... Я сразу почувствовала все размеры в пальцах...»
Эта реплика свидетельствует о редкой способности воспринимать образ сразу с помощью нескольких органов чувств.
Лина По не только объемно увидела образ А. П. Чехова, но одновременно и почувствовала в пальцах размеры и пропорции скульптуры. Она тут же попросила свою сестру замесить глину и приступила к работе.
Разумеется, не всегда и не все было так «просто» и «легко» как может показаться. Бывали очень трудные периоды, когда творческая деятельность угасала и сменялась бездействием бесплодным унынием, когда исчезали эйдетические образы. И Лине казалось что она уже никогда больше не сможет творить. Ей нужна была помощь и моральная поддержка.
После Д. А Шамбурова сыгравшего первостепенную роль в выборе пути, опорой для нее стал замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров.
Многие выдающиеся деятели нашей страны пристально, с интересом следили за успехами Лины По.
С. Т. Коненков (который, кстати, говорил: «Музыка двигала мой резец... Мелодия помогает художнику создавать зрительный, живописный образ») был восхищен ее личностью и посвятил ей стихотворение.
Выдающийся офтальмолог нашей страны В. П. Филатов, сам не только талантливый ученый но и художник и скульптор, и поэт, также высоко оценил ее творчество.
К концу жизни Лины По его непрерывными стараниями (он многократно приезжал к ней из Одессы) удалось добиться незначительного успеха в лечении слепоты.
В одном глазу появилось маленькое «оконце для зрения» Однако, как зто ни странно, оно мешало процессу лепки и во время работы Лина По завязывала глаза.
Творческие успехи окрыляли Лину По и она была в буквальном смысле этого слова счастлива. Иногда даже говорила «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Поэт Яков Хелемскии в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее:
Та, у которой призанять бы счастья, теперь иные зрячие могли...
«Юннатка Наташа» (1939 год).
«Женщина с биркой» (1939 год).
По материалам журнала "Здоровье" 04.1978 г.
- Online книги:
- Популярная медицинская энциклопедия
- Энциклопедия домашнего хозяйства
- Полная энциклопедия женских рукоделий
- Кройка и пошив дома
- Устранение дефектов одежды
- Архив журнала "Здоровье"
- Архив журнала "Твоё здоровье"
- Целебные свойства пищевых растений
- Цветущая косметика
- Косметика, возраст и время года
- Уход за кожей лица
- Справочник по лечебному питанию
- Фитоэргономика
- Зеленая аптека Кузбасса
- Лекарственные растения
- Приятного аппетита
- Блюда из крупы бобовых и макарон
- Блюда из овощей и фруктов
- Паштеты и бутерброды
- Кулинария
- Приложение к журналу «Крестьянка»
- Приложение к журналу «Работница»
- Домоводство
- Сад, цветы
- Библия Новый завет Псалтирь
- Орфографический словарь русского языка
- Короткие советы о здоровье:
- Если вы начали полнеть
- Курение неблаготворно влияет на зрение
- Можно ли заставить себя спать
- Обязательно мойте фрукты
- Почему опасна неподвижность
- Продолжительность сна
- Чем болеют курильщики
- Что такое клептомания?
- О другом:
-
Юбки -
основные чертежи: Представлены юбки разных фасонов
Прямая юбка с шестью вытачками
Юбка двухшовная - Технология пошива
- Отделки к одежде и белью
-
Как погладить брюки:
Брюки из шерстяной ткани
Брюки из хлопчатобумажной ткани - Как отбелить белье: При помощи химических средств
- Фраза дня
-
Маленькие
секреты - Детское питание
-
О продуктах и культуре потребления
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: из чего состоят ткани тела человека?
Ткани тела человека, скажем массой 70 кг состоят из...
- Устранение дефектов одежды:
- Конструктивные дефекты одежды
- Технологические дефекты
- Примерка образцов одежды
- Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения
По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.
Использование
материалов сайта
только с разрешения владельца сайта
Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software