Подруга
Алфавитный указатель
Содержание сайта требует финансовых затрат.
Поддержите, пожалуйста, сайт! Карта Сбербанка: 5336 6901 4156 8677
Журнал «Здоровье» 1980 год
ШКОЛА ПЛАВАНИЯ ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ
Заканчиваем второй класс
См. «Здоровье» за 1980 год №№ 1, 2
З. П. ФИРСОВ, председатель Федерации плавания СССР,
президент Международного медицинского
комитета
Всемирной любительской федерации плавания
Итак, ваш ребенок месяц занимается во втором классе. Он хорошо освоил проводки и скольжения на спине с поддержкой «чепчиком русалки» и на груди — с «ожерельем русалки».
Теперь начинайте от занятия к занятию увеличивать продолжительность самостоятельного плавания ребенка, отводя свои пальцы от его головы на 10-20-30 и больше секунд.
Следите, чтобы ребенок сохранял горизонтальное положение в воде! Если он чрезмерно закидывает назад голову или у него тонут ноги, надо легким, коротким движением руки исправить положение.
Терпеливо научите малыша самостоятельно лежать на воде 30-40 секунд, потом 60-90, а к концу обучения во втором классе — до трех минут.
Такое самостоятельное «статическое плавание», то есть умение держаться на воде, под силу ребенку с трех месяцев при условии, что обучение в ванне вы начали с ним с трех недель и занимались регулярно.
Если малыш еще не умеет самостоятельно держаться на спине, можно воспользоваться подвесками, или, как их еще называют, вожжами. Ведь продолжительность занятий к концу второго класса доводится до 40-45 минут.
Значит, учителю, поддерживая ребенка, приходится все это время оставаться в неудобной позе, наклонившись над ванной. Подвески избавят его от этого, а для малыша послужат «переходным мостом» от плавания с поддержкой к самостоятельному плаванию.
Подвески нетрудно изготовить самим из куска плотной ткани шириной 3-4 сантиметра и такой длины, чтобы учитель мог держать их не наклоняясь.
Подвески подводятся обычно под затылок ребенка, так как голову ему держать труднее всего. Чтобы он постепенно привык к этому, учитель периодически на 5-7-10 и больше секунд ослабляет натяжение подвесок.
Применяют подвески , и при проводках в положении на груди. Можно первое время применять двойные 2 подвески: под подбородок и под живот (рисунок 1).
На протяжении последних 12-15 занятий во втором классе проводки постепенно заменяются тренировками в скольжении на спине и на груди, о которых мы рассказывали в предыдущей статье. В эти же сроки надо помочь ребенку освоить упражнения новой группы, активизирующие движения ногами.
Задача учителя состоит в том, чтобы инстинктивные и малоэффективные врожденные движения перестроить на более рациональные и активные. Это сделать непросто, придется запастись терпением еще на несколько месяцев.
Во втором классе лишь определяется вариант движений, который окажется наиболее удобным для малыша. Делается это с помощью следующих упражнений в воде.
В ПОЛОЖЕНИИ НА СПИНЕ
Учитель либо укладывает ребенка на свои предплечья (поддержка способом «водная подушка»), а пальцами обхватывает верхние части его бедер либо обхватывает ступни ребенка, лежащего в «чепчике русалки» или с поддержкой под затылок подвеской, находящейся в руках ассистента.
В одном из этих положений надо
— на первых трех занятиях попеременно сгибать в коленных суставах и выпрямлять ноги ребенка («велосипед»);
— на последующих трех занятиях — производить попеременные движения его свободно вытянутыми ногами (кроль);
— на очередных трех одновременно сгибать ноги в коленных суставах, разводить колени, затем выпрямлять и смыкать их (брасс, рисунок 2).
Как видите, все это аналогично упражнениям на пеленальном столе. Количество их тоже такое (см. № 2 «Здоровья»). Все эти упражнения можно проводить и в динамике, то есть во время медленной прямой проводки (ассистент поддерживает ребенка на подвеске либо малыш держится на воде с помощью «чепчика русалки»).
В ПОЛОЖЕНИИ НА ГРУДИ
Выполняются все те же три варианта движений, в том же порядке и с той же продолжительностью, как на спине. Голову ребенка поддерживает ассистент «дугой» (рисунок 3) или «углом».
Можно воспользоваться и другими способами поддержки — с помощью подвески или «ожерелья русалки» (рисунок 4).
В каждое занятие включаются только однотипные движения ногами, выполняемые на спине и на груди. Все это время учитель внимательно присматривается, какие движения ребенок осваивает лучше всего.
К концу обучения во втором классе надо определить оптимальный вариант и затем уже совершенствовать только эти движения. Тот же принцип однотипности соблюдайте и во время гимнастических упражнений на пеленальном столе — это необходимо для того, чтобы выработать один стереотип движений ногами.
С каждым новым занятием количество выполняемых движений ногами увеличивается, и к концу второго класса можно проделывать их по две минуты 6-8 раз: 3-4 серии в положении на спине, 3-4—на груди, поочередно.
Выполнив половину запланированных на данный урок серий, проделайте с малышом другие упражнения (например, скольжения и погружения), а затем опять возвращайтесь к движениям ногами.
Попеременные движения выполняются в течение двух минут беспрерывно, одновременные двумя ногами — с паузой после каждого в 2 секунды.
На последних 2-3 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются за счет того, что их выполняют в сочетании с проводкой и скольжением.
Делается это следующим образом: поддерживая ребенка на поверхности одной рукой («ковшом»), учитель другой рукой (обычно левой) мягко надавливает на его спину и плечи, погружая с головой под воду и одновременно продвигая под водой вперед (рисунок 5).
В середине такой проводки надо толкнуть ребенка вперед и тут же на 2-3 секунды отнять руки от его тела, а затем подхватить под грудь и вывести на поверхность воды. Упражнение повторяется 5-6 раз за одно занятие с интервалами в 15-20 секунд.
Такое погружение, как и все другие его варианты, надо предварять постоянным сигналом; раз, два, три — ныряй! При многократном повторении одинаковой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс, и, услышав ее, он в конце концов сам, без принуждения учителя должен скрыться под водой, в чем и заключается конечная цель данных упражнений.
ПЛАН УРОКА
Приведем примерное построение одного урока, рассчитанного на вторую половину обучения во втором классе.
На пеленальном столе — 4 минуты массаж, 1 минута отдыха и 8 минут гимнастические упражнения.
Упражнения в ванне делают в следующем порядке.
1. Проводки в положении на спине — прямая, по кругу, восьмеркой — 4 раза по 2 минуты беспрерывно с последующей паузой для отдыха в 30 секунд. Поддерживать ребенка можно только пальцами, причем во второй половине каждой серии проводок учитель то и дело на несколько секунд отнимает свою руку от головы ребенка, оставляя его без поддержки.
2. Проводки на груди, с поддержкой одной рукой учителя («дугой», «ковшом») — 2 раза по 2 минуты с перерывом для отдыха в 1 минуту.
3. Перерыв для отдыха. Учитель поддерживает ребенка в вертикальном положении одной рукой, а другой поливает его голову теплой водой из кувшина, а затем и из лейки — 2 минуты. Такой «дождик» подготавливает ребенка к задержке дыхания и погружениям, стимулирует движения ногами.
4. Погружения с головой под воду из положения на груди — 6 раз по 4-5 секунд с паузами в 15-20 секунд.
5. Движения ногами в положении на спине — 6 раз по 20 движений вниз-вверх, имитирующих кроль, с перерывами в 20-30 секунд.
6. Скольжение в положении на спине — 4 раза по 6-8 толчков. После каждого скольжения пауза для отдыха в 20-30 секунд. (Ученик самостоятельно держится на воде, или учитель проводит его, поддерживая рукой.)
7. Движения ногами в положении на груди, имитирующие кроль, 6 раз по 20 движений с отдыхом после каждой такой серии по 20-30 секунд.
8. Проводки на груди с поддержкой одной рукой учителя («дугой», «ковшом») — 3 раза по 2 минуты с промежутками для отдыха по минуте.
9. Отдых в вертикальном положении с поддержкой одной рукой учителя — 1 минута.
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
Если к концу обучения во втором классе, кроме способности самостоятельно держаться на воде в положении на спине 2-3 минуты, ребенок умеет сохранять в течение 2 минут горизонтальное положение при беспрерывной проводке на груди с помощью одной руки учителя, на протяжении одной минуты с помощью учителя три раза погружаться под воду на 5 секунд, то это очень хорошо.
Однако выполнение таких нормативных тестов желательно, но не обязательно.
Повторяем: торопиться, проявлять нетерпение нельзя ни в коем случае!
Учтите, что обучение плаванию не только способствует закаливанию и совершенствованию двигательных способностей ребенка, но и может оказывать разнообразное психологическое воздействие.
Важно, чтобы занятия не вызывали у малыша никаких неприятных ощущений, создавая только положительные эмоции — радость, удовольствие. От учителя требуется большая осторожность, чтобы у ребенка не возникла неприязнь к воде.
Грудному малышу неведом страх. И если на занятиях в ванне он появляется, то повинны в этом взрослые.
Маленький пловец пугается, если по недосмотру родителей вода становится холодной или, наоборот, слишком горячей. Поэтому необходимо всегда иметь под рукой термометр и в течение урока 2-3 раза проверять температуру воды.
Поводом для страха может стать раздражение слизистых оболочек глаз, если вода в ванне окажется перехлорированной или хотя бы чуть-чуть мыльной.
Занятия с ребенком требуют сосредоточенности, но это не значит, что проводить их надо в полном молчании. Разговаривайте с ним, подбадривайте, повторяя мягко, поощрительно: «Хорошо! Плыви, плыви! Молодец!», «Какой у нас ловкий малыш!», «Как ему приятно в воде!». Такое общение успокаивает ребенка, радует его, укрепляет привязанность к учителю — матери или отцу.
Хорошо, если во время урока вдали будет звучать тихая мелодичная музыка и мать будет напевать песенку. Опустите в воду несколько ярких ифушек. Радостная атмосфера на занятиях обязательна, ведь когда все делается правильно, урок — огромное удовольствие и для ученика и для учителя!
Рисунки Л. ГЛАДНЕВОЙ
По материалам журнала "Здоровье" 03.1980 г.
Школа плавания для младенцев «Второй класс»
Если малыш хорошо справился с предыдущими упражнениями, нормально прибавляет в весе, не болеет и врач детской поликлиники разрешает ему продолжать обучение плаванию, мы переводим его во второй класс.
Программа занятий теперь несколько усложняется; продолжительность пребывания ребенка в ванне постепенно увеличивается на 5-10 минут, температуру воды следует также постепенно снизить с 34 до 32 градусов (каждые два-три дня на половину градуса).
Срок обучения, во втором классе — около двух месяцев (40-50 занятий); значит, если ваш ребенок начал заниматься в 3 недели, второклассником он будет примерно до трех с половиной — четырех месяцев.
Программа второго класса обширна. Сегодня расскажем о том, как строить уроки в первую половину обучения. Подробнее >>>