Журнал «Здоровье» 1981 год

ГИГИЕНА ТРУДА И БЫТА. ФИЗКУЛЬТУРА. ОТДЫХ

ЗА ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ

В. Б. МАЛКИН, доктор медицинских наук

Эта старинная игра очень популярна во всем мире. В нашей стране шахматы — подлинно массовый вид спорта. Тысячи людей разных возрастов и специальностей постигают удивительный мир шахматной гармонии, получают удовольствие, изучая и разыгрывая партии выдающихся гроссмейстеров, и удовлетворение от собственной игры.

Часто отмечают сходство шахматного творчество с наукой и искусством. Несомненно, шахматы включают в себя элементы и того и другого. И все же игру в шахматы вполне обоснованно относят к спорту.

Занятия шахматами не просто увлекательный вид досуга — они способствуют всестороннему, гармоничному развитию личности. Развивается и совершенствуется логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, способность к концентрации и переключению внимания.

Необходимость последовательно делать ходы, осуществлять определенный замысел формируют волю, решительность, эмоциональную устойчивость.

Критическое отношение к самому себе свойственно далеко не всем людям. Не секрет, что, даже делая ошибки, человек, особенно молодой, склонен или не признавать их, или же как-то оправдывать.

Совершенствование же шахматного мастерства всегда связано с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором сделанных во время игры ошибок, чтобы в дальнейшем их не повторять. Таким образом, шахматы способствуют развитию самокритичности, умению трезво оценивать свои действия.

Мне приходилось замечать и иное. Молодых людей, робких по натуре, нерешительных, шахматы постепенно превращали в закаленных бойцов. Ведь по природе своей шахматная игра конфликтна, поэтому в процессе совершенствования мастерства шахматист привыкает преодолевать острые ситуации, учится действовать решительно и смело.

С каких же лет детям играть в шахматы? — спрашивают многие родители. Опыт свидетельствует, что начинать обучать детей целесообразно в возрасте от 8—9 до 11—12 лет. Однако нет правил без исключений: известны весьма и весьма одаренные шахматисты даже среди дошкольников.

Поэтому к каждому необходим сугубо индивидуальный подход: чем младше ребенок, тем, естественно, режим обучения должен быть более шадящим, дабы не вызвать утомления или эмоционального срыва.

Надо постараться, чтобы обучение игре в шахматы стало для детей эквивалентом привычной для них игры, чтобы они получали удовольствие, одновременно постигая что-то новое.

Юным шахматистам не следует просиживать за шахматной доской более 1—1,5 часа. Занятия надо разнообразить, то предлагая детям играть друг с другом, то знакомя их с простейшими шахматными началами, с элементарными комбинациями.

К сожалению, до сих пор отсутствуют пособия для обучения учеников младших классов. А, на наш взгляд, шахматы целесообразно было бы включить в программу занятий в общеобразовательных начальных школах. Разумеется, на совести родителей и педагогов, чтобы увлечение шахматами не шло в ущерб урокам, прогулкам, физкультуре. Во всем нужна мера!

При поступлении ребенка в детские шахматные коллективы, созданные во дворцах и домах пионеров, спортивных клубах, родителям непременно надо побеседовать с тренером-педагогом, обратив его внимание на особенности характера ребенка.

Целесообразно проконсультироваться и с педиатром, так как интенсивные занятия шахматами могут усугубить течение некоторых хронических заболеваний, особенно нервной системы.

Занятия в шахматных кружках при школе или домоуправлении бывают не чаще одного-двух раз в неделю. Но и в данном случае желательна консультация с педиатром, беседа родителей с тренером.

Если у мальчика или девочки в процессе занятий тренер замечает неадекватные реакции, выражающиеся в агрессивности или плаксивости, следует вместе с родителями подумать, нужно ли ребенку заниматься шахматами или полезнее переключить его внимание на какой-либо иной вид спорта.

К старшеклассникам, приобретшим определенный опыт игры, предъявляются обычно достаточно высокие требования. Они участвуют в соревнованиях, турнирные партии играют с часами, записывают все серьезные партии. Но более двух-трех часов сидеть за шахматами им не следует, чтобы не допустить перегрузки, нервного срыва.

А можно ли пожилому или старому человеку обучиться шахматной игре? Разумеется, можно, хотя в солидном возрасте это труднее. Однако удовольствие от игры люди пожилые получают не меньшее, чем молодые. Достаточно спросить об этом любого шахматиста.

Более того, нам представляется, что шахматы для пожилых людей могут стать неплохим средством сохранения ясности ума, тренировки памяти.

Физиологи и врачи хорошо знают, что физическая нагрузка — необходимое условие, поддерживающее нормальное функционирование всех систем организма, в том числе и центральной нервной системы.

Тем не менее одной мышечной тренировки недостаточно. Функциональная нагрузка на головной мозг необходима для поддержания его нормальной деятельности, и шахматы — одно из эффективных средств такой тренировки.

Недаром Владимир Ильич Ленин называл шахматы гимнастикой ума! О пользе шахмат писали и говорили многие выдающиеся люди прошлого и современности. Известно, что с удовольствием сидели за шахматной доской Карл Маркс, Ж. Руссо, Д. Дидро, Б. Франклин, Л. Толстой.

Сильнейший шахматист XVIII столетия француз Франсуа Филидор был известным композитором, много и хорошо играл в шахматы и выдающийся композитор современности Сергей Прокофьев. Не перечесть имен известных философов, ученых, писателей, художников, отдававших дань увлечению шахматами.

Конечно, у пожилых шахматистов вырабатывается свой стереотип игры. Но и им нелишне напомнить: остерегайтесь перегрузок, избыточных эмоций, философски относитесь к проигрышу! Играть свыше двух-трех часов, а тем более на ночь пожилым людям неразумно, и к тому же они не должны забывать о необходимости активной мышечной деятельности.

Разумеется, подобные советы относятся к шахматистам любого возраста. Примером для них могут служить чемпион мира Анатолий Карпов и экс­чемпион мира Михаил Ботвинник. В их выдающихся успехах в шахматах немалое значение имело то, что они нашли оптимальный для себя режим жизни и неотступно придерживаются его.

Так следуйте, дорогие друзья, этим примерам: постигайте мудрость древней и вечно юной игры в шахматы, дружите с физической культурой!

По материалам журнала "Здоровье" 02.1981 г.

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения







По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель