Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1983 год
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
ВРАЧ И БОЛЬНОЙ
Я лечу детей
С. И. ИВАНОВ, врач
Врач и больной — союзники, соратники в борьбе с болезнью. И для успеха этой борьбы необходимо, чтобы союз их был крепок, чтобы больной ощутил душевное тепло, понимание и чуткость врача, а врач — доверие и откровенность больного.
Всегда ли так складываются их отношения? Умеет ли больной быть дисциплинированным пациентом? Об этом будут рассказывать материалы, публикуемые под рубрикой «Врач и больной».
Сегодня — слово педиатру С. И. ИВАНОВУ
Мне кажется, что педиатр — самая ответственная профессия. Во всяком случае, она требует ежедневной, ежеминутной собранности, постоянного напряжения, самоотдачи. Приходится, оставаясь прежде всего врачом, быть еще и немного психологом, педагогом, а случается, и дипломатом...
Мне вспоминается мой маленький пациент Павлик. В свои три года это большой хитрец. Едва я присел к нему на постель, он обвил ручонками мою шею и прижался ко мне.
— Ты не делай мне уколы, ладно? — шепнул Павлик в самое ухо.
— Договорились! — шепнул я ответно. — Я не буду тебе делать уколов.
Я бы мог добавить, что мне и по рангу это не положено, но Павлик табели о рангах еще не усвоил. И поэтому я не чувствую себя обманщиком, когда повторяю: я никогда уколов не буду делать. Тебе уколы сделает медицинская сестра тетя Вера. Она, знаешь, как это умеет? Только самую капельку больно! Одну секундочку потерпишь — и все!
Я считаю, что детей не надо уверять, будто все процедуры безболезненны. Ведь как мы ни стараемся применять щадящие методы, некоторые неприятности неизбежны. И гораздо правильнее воспитывать у ребенка разумное отношение к лечению. А этого часто и в самой малой степени нет даже у достаточно взрослых мальчиков и девочек.
Тринадцатилетний Олег учинил после полдника форменный бунт. Расплакался, разбросал по палате постельное белье.
— Не буду здесь лежать!—заявил он сквозь слезы, когда медицинская сестра позвала меня на помощь. — Чего я тут забыл?
— У тебя воспаление легких, — пробовал я его урезонить. — Если не лечиться, можно умереть.
— Лучше пусть умру, а здесь не хочу!
— А почему ты так не хочешь быть в больнице? Ну, объясни внятно.
— А потому, что скучно! — Глаза его сердито сверкнули на влажном лице.
— Болеть всегда невесело. Ты же не по своей воле заболел. Никто по своей воле болеть не хочет. И приходится делать все, чтобы выздороветь.
— Не уговаривайте — все равно убегу!
— Экий ты, брат, упрямый! Караул возле тебя поставлю, если не будешь слушаться.
— Не поставите, с детьми так нельзя.
— Ишь ты, моралист! А тебе можно так себя вести, чтобы врач и сестра, бросив все дела, оставив малышей, стояли и уговаривали большого парня: ах, полечись, ах, сделай милость! Это по-мужски, как ты думаешь?..
— Ну ладно, полежу недельку, — вдруг сдается он.
— Ну спасибо! — киваю я чуть иронично. — Только решать будем мы, сколько тебе лежать. Так и запомни! Книги, позволь тебя спросить, не развеют твою скуку?..
— Да ну их! — буркнул Олег. — Читать скучно.
— Значит, и болеть скучно и читать скучно? Картина сложная. Ну, а что для тебя весело? Что тебе нравится?
— В футбол играть!
— Понятно. Но для этого как раз надо быть здоровым. А сейчас, — продолжил я, — у меня будет тебе задание. С ним справиться может только умный и наблюдательный человек.
— Какое? — Олег встрепенулся.
— Нужно установить, что у нас в отделении плохо. Можешь записывать, можешь запоминать, но при выписке доложи, будь добр, что ты разведал, чем здесь тебе не нравится. Займешься?
Олег кивает. Ему уже интересно...
С детьми, не осознающими, что они больны, и не желающими лечиться, трудно. Но со слишком много знающими о своей болезни, погруженными в нееь — еще труднее.
Дети часто бывают мнительны, и, к сожалению, мнительность им внушают родители. Врач подчас просто становится в тупик.
Оля — тучная семилетняя девочка. У нее холецистит. Ласковая хохотушка — вот ее полная характеристика. Я погладил ее по щеке, и она приникла к моей ладони, прильнула, как доверчивый котенок.
— Оля, я завтра покажу тебе зарядку! И ты обязательно будешь ее делать, хорошо? И в больнице и дома!
— Что вы, доктор, мне двигаться нельзя! — убежденно возразила девочка.
— Это почему?
— Мама сказала, что при моей болезни надо тихо-тихо ходить. Если я желчь свою буду трясти, в ней камни сделаются!
— Не бойся, девочка, этого не может быть! Упражнения тебе просто необходимы.
— Но ведь мама же лучше знает!..
Что прикажете делать? И материнский авторитет колебать нельзя, и переубедить надо. Приходится идти на компромисс.
— Это раньше, наверное, тебе было нельзя, когда ты совсем плохо себя чувствовала. Теперь уже почти все прошло. Я с твоей мамой поговорю.
Разговоры с мамами, с папами, бабушками составляют одну из особенностей работы педиатра. Контакты с ними, взаимное понимание больше чем необходимы.
У врача есть обязанности. О них все знают. Но у пациентов, даже если это дети, тоже есть обязанности.
Для ребят, поступающих в наше отделение, я разработал маленький кодекс этики пациента. Старшие читают его сами, младшим могут прочесть родители.
- Не раскисай! Сражайся с болезнью.
- Не бойся врачей, медсестер, нянечек. Они твои друзья, они помогают побеждать болезни.
- Не стесняйся врача и медсестру. Разреши им тебя осмотреть, помыть, переодеть.
- Будь вежливым и послушным. Тех, кто тебя лечит, надо уважать.
- Будь мужественным! Лекарства и уколы неприятны, но нужны.
- Говори врачу и сестре только правду: они должны знать все о твоем самочувствии.
- Постарайся не скучать в отделении: читай, рисуй, играй в свободное время. Знай: скука удлиняет болезнь.
- Помоги товарищу: поговори с ним, развесели. Пусть рядом с тобой никто не грустит.
- Следи за чистотой в палате, научи малышей убирать постели, будь всегда опрятным.
- Поддержи родителей, им плохо без тебя — приободри их, когда придут навестить.
- Ты должен хотеть выздороветь, мечтать об этом, стремиться к этому! И ты обязательно выздоровеешь!
Для родителей мы тоже разработали свод правил.
- Внушайте ребенку оптимизм, веру в выздоровление, настраивайте его на сотрудничество с врачом, на необходимость приема лекарств и процедур.
- Старайтесь сдерживать свои отрицательные эмоции, возникшие в связи с болезнью ребенка, и не выплескивайте их на врача; старайтесь щадить его нервную систему; будьте вежливы с врачом и другими медицинскими работниками.
- Никогда не показывайте детям своего плохого настроения, своих слез и страха, никогда при детях дурно не отзывайтесь о медицинских работниках.
- Пунктуально придерживайтесь правил внутреннего распорядка того лечебно-профилактического учреждения, куда приходите со своим ребенком.
- Будьте внимательны не только к своему ребенку, но и к другим детям, находящимся рядом, помогайте персоналу поддерживать чистоту и порядок.
- Не забывайте о книгах, игрушках, которые скрашивают ребенку пребывание в больнице.
- Не пытайтесь добиваться какого-то особого отношения к вашему ребенку. Отношение ко всем детям было и будет одинаковым!
- Ничего не утаивайте от врача, рассказывая о своем ребенке.
- Сведения о болезни и лечебном процессе получайте только от врача и не обращайтесь за подобной информацией к медицинским сестрам и санитаркам.
- Не забывайте сказать теплое слово благодарности медицинскому персоналу, когда ребенок выздоровеет. Это приятно медикам, отдающим все свои душевные силы больным детям.
Хочется верить, что эти требования к родителям не чрезмерны; нам, например, они помогли установить с родителями более тесные контакты, а это на пользу больному ребенку.
Невская Дубровка, Ленинградская область
Фото Ю. ЩЕННИКОВА
По материалам журнала "Здоровье" 06.1983 г.