Подруга
Алфавитный указатель
Содержание сайта требует финансовых затрат.
Поддержите, пожалуйста, сайт! Карта Сбербанка: 5336 6901 4156 8677
Журнал «Здоровье» 1983 год
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
Игра и умственное развитие ребенка
Л.А.ВЕНГЕР, доктор психологических наук
Заботясь об умственном развитии своего ребенка, не пытайтесь брать в качестве образца обучение школьника или взрослого человека.
В дошкольном возрасте (особенно его первой половине) главное — не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания, как восприятие, образное мышление, воображение. И добиться этого можно, умело руководя занятиями ребенка — игрой, рисованием, конструированием, лепкой.
Наиболее важна сюжетно - ролевая игра. В ней ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в ней формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами.
Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно. Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать.
Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например...
— Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова...
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.
Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Мишу наедине с соседским Петей и через 10-15 минут войдя в комнату, вы скорее всего застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем.
— Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша. Товарищ продавец, у вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста...
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду.
А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры - занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как...».
В первом случае взрбслый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»).
Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки, и главным образом такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал.
Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления.
Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения.
— Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще? — Самолетом... — Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще? Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам.
Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка, ружье и многое, многое другое.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Этому помогут дидактические, то есть обучающие, игры.
Вот, к примеру, одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета
Возьмите шесть листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится шесть «книжечек». На лицевой стороне каждой книжечки вырежьте круглое отверстие. Окрасьте эту сторону в один из шести цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Подготовьте еще шесть листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же шесть цветов. Это вкладыши.
Теперь, если книжечки положить лицевой стороной кверху, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов! Все книжечки лежат перед ребенком.
Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета).
Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку.
Вначале помогайте ребенку сами, называя цвета: — Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно, А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца?
П отом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.
Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно освоены, можно вводить седьмой — голубой, а затем показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.
Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме, познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек, из мягкой проволоки.
Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают его в разнообразных играх с планом.
Не удивляйтесь: уже трехлетний малыш способен, конечно, вначале с помощью взрослого, выложить на листе бумаги план показанной ему кукольной комнаты, обозначая круглый стол картонные кружком, стул — квадратиком, а диван — прямоугольником.
В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в квартире, например, искать в местах, отмеченных на плане, спрятанные предметы.
Надеемся, наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.
ЗАГАДАЙТЕ ЭТИ ЗАГАДКИ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
Он зеленый, полосатый,
Как воздушный шар, пузатый
А разрезали — смотри:
Мякоть красная внутри,
До чего хорош на вкус!
Называется... Как?
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят... Что?
Он совсем - совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат,
Тоже просится в салат.
Догадался (ась)? Молодец!
Ну, конечно... Что?
Выросли на дереве
Вкусные сережки,
Круглые и красные,
Кислые немножко.
Чтобы слов не тратить лишних,
Скажем сразу: это... Что?
По материалам журнала "Здоровье" 08.1983 г.