Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1983 год
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
ВРАЧ РФЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ
Физическое воспитание недоношенного ребенка
В. Л. СТРАХОВСКАЯ, кандидат медицинских наук
В. Е. ЛАДЫГИНА, кандидат медицинских наук
Ребенку, родившемуся раньше срока, естественно, труднее, чем доношенному, приспособиться к новым условиям жизни. Ведь его организм не достиг той степени зрелости, при которой переход к существованию во внешней среде естествен и закономерен.
Такому ребенку необходимо помочь справиться с трудностями адаптации. Для этого нужно правильно его выхаживать и — что не менее важно — развивать его физически.
Целенаправленные физические упражнения, как показал опыт Института педиатрии АМН СССР, для недоношенных детей чрезвычайно важны. Они способствуют совершенствованию деятельности нервной системы, органов дыхания и кровообращения, тренируют терморегуляционные механизмы и тем самым оказывают закаливающее действие на организм, повышают его защитные силы.
У недоношенных детей, с которыми занимались лечебной физкультурой, в 2-3 раза реже возникали острые респираторные заболевания. А если и возникали, то протекали относительно нетяжело и без осложнений.
Лечебная физкультура способствовала также более быстрой нормализации мышечного тонуса, улучшению эмоционального состояния — дети раньше начинали улыбаться, гулить.
ОБЫЧНО НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА ВЫПИСЫВАЮТ ДОМОЙ, КОГДА МАССА ЕГО ТЕЛА ДОСТИГАЕТ 2500-3000 ГРАММОВ. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ И РЕКОМЕНДУЕТСЯ НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ С НИМ ФИЗКУЛЬТУРОЙ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОЛУЧИВ РАЗРЕШЕНИЕ УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА.
И в процессе занятий надо постоянно с ним советоваться, так как физическое воспитание недоношенного ребенка требует большой осторожности.
Лечебная гимнастика, массаж должны всегда вызывать у ребенка положительные эмоции. И если во время занятий он спокоен, весел, значит, они проводятся правильно.
Если же появляются признаки утомления: недовольство, возбуждение или, наоборот, вялость, пассивность, — есть основания предположить, что нагрузка слишком велика. В этом случае обязательно посоветуйтесь с врачом. Возможно, он сочтет необходимым пересмотреть комплекс упражнений.
Занятия лечебной физкультурой и массаж следует проводить ежедневно в любое удобное время, но обязательно в одни и те же часы. Причем либо за 30 минут до кормления, либо через 45-60 минут после него.
Комнату предварительно надо проветрить, но температура воздуха должна быть не ниже 20-21 градуса. В теплое время года можно заниматься при открытом окне. Однако имейте в виду, что недоношенные дети быстро устают и охлаждаются.
Чтобы избежать этого, занятия лучше проводить в два приема, особенно поначалу. Например, утром и вечером. Продолжительность каждого занятия вначале 5-8 минут.
Если ребенок чувствует себя хорошо, следует каждую неделю увеличивать продолжительность занятий на 3-5 минут и постепенно довести до получаса.
Дыхательные упражнения следует выполнять 3-5 раз в день.
Во время занятий негромко и ласково разговаривайте с ребенком, улыбкой и тоном поощряйте его действия. Это будет способствовать развитию зрительных и слуховых реакций.
НАЧИНАЙТЕ ЗАНЯТИЯ С ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
Придав ребенку вертикальное положение, прислоните его к груди, а свободной рукой ритмично надавливайте на его спинку, перемещая ладонь от шеи к пояснице (фото 1).
Фото 1
Положите ребенка на спину. Мягко, ритмично надавливайте ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, но не на грудину (фото 2).
Фото 2
Положите ребенка на левый бок, поднимите вверх его правую руку, затем опустите и ритмично, мягко надавливайте ею на боковую поверхность его грудной клетки (фото З).
Фото 3
То же на другом боку.
Каждое дыхательное упражнение повторяйте 3-4 раза, но в более медленном темпе, чем дышит ребенок.
СЛЕДУЕТ ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ. Суть таких упражнений заключается в том, чтобы вызвать у ребенка движения в ответ на раздражение пальцев стоп и кистей рук.
Положите ребенка на спину и выполните следующие упражнения:
— большими пальцами обеих рук, вложенными в ладони ребенка, мягко надавите на его ладонные поверхности, ближе к основанию большого пальца.
В ответ на это у ребенка открывается рот, напрягаются мышцы шеи, иногда он наклоняет головку к груди. Повторите 3-4 раза;
— большими пальцами обеих рук (или игрушками, удобными для захвата) очень легко надавите на ладони ребенка — его пальцы сожмутся в кулак и схватят ваши пальцы или игрушку. Повторите 3-6 раз;
— указательным и средним пальцами захватите щиколотку ребенка, а большим пальцем нажмите на его подошву у основания пальцев. В ответ, на это пальцы подожмутся (фото 4).
Фото 4
Затем штриховым движением направьте свой большой палец по внутреннему краю стопы к пятке и по наружному краю к мизинцу — пальцы разогнутся. То же самое проделайте со второй стопой. Повторите по 3-5 раз.
Поддерживая под мышки и повернув лицом к себе, попытайтесь поставить ребенка на стол. При соприкосновении его ступней с поверхностью стола полусогнутые ножки должны разогнуться. Повторите 4-6 раз.
Так же поддерживая ребенка, наклоните его к себе — он начнет переступать (фото 5). Повторите 2-4 раза.
Фото 5
Положите ребенка на живот так, чтобы он опирался на руки. Приставьте ладонь к стопам ребенка и слегка нажмите на них — малыш будет отталкиваться и пробовать ползти (фото 6). Повторите 3-6 раз.
Фото 6
Упражнения, поддерживающие и закрепляющие безусловные рефлексы, выполняйте 2 раза в день.
ОЧЕНЬ ВАЖНО С САМОГО НАЧАЛА СПОСОБСТВОВАТЬ И ФОРМИРОВАНИЮ У РЕБЕНКА НАВЫКОВ ДВИЖЕНИЯ.
С 1-2 МЕСЯЦЕВ его следует выкладывать на живот сначала 1-2 раза в день на 1-3 минуты, а спустя 10-12 дней — перед каждым кормлением на 10-20 минут.
Поначалу это заставит ребенка поворачивать голову в сторону, а потом он научится поднимать и хорошо удерживать ее, опираясь на предплечья, а затем и на кисти выпрямленных рук.
Чтобы облегчить выполнение упражнения, можно подложить под грудь ребенка сложенную в несколько раз байковую пеленку.
С 3-4 МЕСЯЦЕВ пора побуждать его поворачиваться на бок, сначала на один, потом на другой (по 3-4 раза). Для этого положите малыша на спину и, взяв своей левой рукой его правую руку, а правой рукой придерживая его правую ногу, начните слегка поворачивать его на левый бок (фото 7).
Фото 7
Можно положить рядом игрушку, чтобы, заинтересовавшись, ребенок стремился сам повернуться к ней.
С 4-6 МЕСЯЦЕВ начните приучать ребенка сознательно тянуться к игрушке и брать ее в руки. По нескольку раз в день вкладывайте в руку малыша удобную для захвата игрушку и сжимайте ее его пальцами.
Когда он научится крепко держать игрушку в кулачке, можно будет, потянув за нее, понуждать его присаживаться (3-6 раз) — это укрепляет мышцы живота и спины. Упражнение можно выполнять и без игрушки (фото 8).
Фото 8
Хотим предостеречь: не сажайте малыша, особенно в подушки, пока он сам не научится садиться и прямо держать спину.
С 5-6 МЕСЯЦЕВ побуждайте ребенка активно ползать (это очень важно!) сначала на животе, а затем на четвереньках, положив перед ним игрушку или поощряя к этому словом.
Если ему трудно выполнять упражнение, положите под его грудь свою руку и слегка подтягивайте его вперед. Повторите 4-6 раз.
ПОМИМО ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, НЕОБХОДИМ МАССАЖ. Поскольку кожа у недоношенных детей в первые месяцы жизни тонкая, сухая и легкоранимая, вначале приходится ограничиваться наиболее щадящим приемом массажа — поглаживанием, выполняя каждое движение 4-6 раз.
Положите ребенка на спину. Большой палец своей левой руки вложите в правую руку ребёнка и слегка придерживайте ее остальными пальцами.
Правой рукой поглаживайте внутреннюю поверхность предплечья и наружную плеча в направлении от кисти к плечу (фото 9). Так же поглаживайте другую руку ребенка.
Фото 9
После этого перейдите к поглаживанию ног. Левой рукой придерживайте левую ногу ребенка за пятку, а правой поглаживайте наружную и заднюю поверхности ноги от стопы к бедру. Так же поглаживайте другую ногу.
Поглаживание стоп выполняйте так: придерживая пальцами обеих рук стопу ребенка, большими пальцами поглаживайте ее тыльную поверхность в направлении от пальцев к лодыжке, огибая ее круговыми движениями.
Поглаживайте пальцами грудную клетку по межреберным промежуткам от грудины к боковым поверхностям, не нажимая на грудину (фото 10).
Фото 10
Живот ребенка поглаживайте ладонью по часовой стрелке.
Положите ребенка на живот. Поглаживайте его спину от ягодиц к шее тыльной стороной кистей (фото 11), а от шеи к ягодицам — ладонями.
Фото 11
ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДОЛЖНЫ СОЧЕТАТЬСЯ С ЗАКАЛИВАНИЕМ. Закалять ребенка надо постепенно, осторожно. На первых занятиях обнажайте его частично.
Например, выполняя упражнения для рук или массируя их, открывайте верхнюю часть тела ребенка, а нижнюю прикрывайте пеленкой. Во время же упражнений для ног оставляйте на ребенке распашонку.
Потом, когда он привыкнет к таким воздушным ваннам, можно будет, занимаясь гимнастикой, обнажать его полностью.
Одно из эффективных средств закаливания — прогулки. Их следует начинать тоже с разрешения участкового педиатра.
Зимой с недоношенным ребенком можно гулять при температуре не ниже 10-12 градусов мороза. Вначале продолжительность прогулок не должна превышать 5-10 минут.
Постепенно ее следует увеличить до полутора-двух часов. В холодное время года при хорошей погоде ребенок должен гулять 2-3 раза в день. Летом он может находиться на воздухе весь день.
Одевайте ребенка так, чтобы во время прогулки он не перегревался и не мерз.
Проконтролируйте, правильно ли вы его одеваете, измерив по возвращении с прогулки его температуру — она должна быть нормальной. Терморегуляция у недоношенных детей несовершенна, и перегревание легко вызывает повышение температуры даже у здорового ребенка.
Солнечные ванны недоношенным детям первого года жизни не рекомендуются. А воздушные очень полезны. Принимать их надо в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей, например, в тени деревьев.
Используйте для закаливания ребенка и воду. Первая и простейшая водная процедура — купание. Начинать купать недоношенных детей, как и доношенных, надо сразу же после заживления пупочной ранки.
Сначала температура воды может быть в пределах 36-37 градусов, потом ее постепенно снижают до 34-32 градусов.
На протяжении первого года жизни недоношенных детей рекомендуется купать каждый день.
По материалам журнала "Здоровье" 12.1983 г.