Подруга

    Здоровье

Здоровье

ПРОБЛЕМА, ПОИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ

Е. А. ГРОМОВА, профессор

Бывает, что подросток с трудом запоминает грамматические правила, даты исторических событий, стихотворные строчки. А вот если он интересуется хоккеем, спросите его: как сыграли «Спартак» и ЦСКА и кто забил шайбы?

Мальчишка наверняка безошибочно назовет и счет и фамилии игроков, даже если матч был несколько недель назад. Значит, он хорошо усваивает интересную для него информацию, а ту, которая не вызывает эмоционального отклика, запоминает плохо. То, что эмоции могут способствовать запоминанию, замечено давно. И подтверждено экспериментами.

В одной из московских школ сотрудники лаборатории Института биологической физики АН СССР и кафедры физиологии Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской провели такое исследование.

Ученикам с первого по десятый класс показывали графическое изображение, составленное из равного числа черных и белых квадратов. Через тридцать секунд рисунок убирали и предлагали каждому воспроизвести по памяти расположение черных квадратов на расчерченном листе бумаги.

Тот, кто справлялся с заданием, получал в награду красный жетон, кто не справлялся — синий. Естественно, красные жетоны радовали ребят, синие — огорчали. Тут же экспериментатор предлагал новое задание: рисунок с другим расположением квадратов.

И вот что оказалось. У большинства школьников начальных и выпускных классов оптимизации кратковременной памяти на зрительную информацию способствовали радостные эмоции, вызванные успешным решением предыдущей задачи. А школьников переходного возраста (12—14 лет), наоборот, подхлестнула, заставила мобилизоваться неудача: те из них, кто получил синие жетоны, второе задание выполнили лучше.

Эти исследования еще раз подтвердили, что запоминание можно улучшить как с помощью положительных, так и отрицательных эмоций. Принципиально нового здесь ничего нет, педагоги и психологи, одни с большим успехом, другие с меньшим, давно применяют подобные приемы в своей практике. Но идут, как правило, эмпирическим путем, пользуясь методом проб и ошибок.

Чтобы создать универсальные методики оптимизации процесса запоминания и вспоминания, необходимо знать, какие глубинные механизмы мозга при этом включаются. Для этого прежде всего изучают механизмы образования, закрепления и воспроизведения следов памяти, как кратковременной, так и долговременной.

По современным представлениям, кратковременная память связана с циркуляцией импульсов возбуждения по замкнутым цепям нейронов в головном мозге. Импульсы поступают в головной мозг от нервных чувствительных приборов—рецепторов, воспринимающих тактильную, зрительную, слуховую и другие виды информации.

А от нейрона к нейрону они передаются при помощи определенных химических передатчиков—медиаторов, которые выбрасываются нервными окончаниями в синаптическую щель (место контакта двух нервных клеток).

Когда одна и та же информация повторяется неоднократно, это вновь и вновь приводит к выбросу медиаторов и циркуляции импульсов в цепи нейронов. В результате в нейронах происходят специфические изменения и образование белков, необходимых для материального основания долговременной памяти.

Понятно, что для полноценной фиксации следов памяти важно любое звено этой сложной цепи: и контакты между нейронами, и четкая работа медиаторов, передающих импульсы от клетки клетке, и включение генетического аппарата нейронов, и образование белковых молекул.

Понятно, почему повторение — мать учения. Но какая связь существует между фиксацией следов памяти и эмоциями? Почему чем больший эмоциональный отклик вызывает информация, тем прочнее она оседает в кладовых памяти?

Дело в том, что в организации наших эмоциональных реакций тоже участвуют медиаторы, в частности серотонин и норадреналин. А эти медиаторы, как установлено, играют важную роль и в процессах запоминания.

Поэтому правомерно предположить, что эмоциональное возбуждение, приводящее к выбросу медиаторов, как бы заменяет, компенсирует недостаточность повторений, способствует фиксации следов памяти и запоминанию даже однократно воспринимаемой информации.

Специалистам удалось проследить некоторые интимные связи и показать, что влияние медиаторов на запоминание зависит от того, какие преобладают эмоции, положительные или отрицательные.

Так, введение экспериментальным животным предшественника серотонина заметно ускоряло и облегчало их обучение на положительном эмоциональном подкреплении (поощрение лакомым кусочком). А введение предшественника норадреналина, напротив, давало хороший эффект в сочетании с отрицательным эмоциональным подкреплением (слабое болевое раздражение).

Нельзя ли в связи с этим предположить, что у детей в переходном возрасте, о которых рассказывалось в начале статьи, в обмене медиаторов преобладает норадреналин, поэтому именно неудача, то есть отрицательная эмоция, и активизировала у них процесс запоминания? Пока это не более чем гипотеза, требующая строгой экспериментальной проверки.

Ведь механически переносить результаты эксперимента на животных в клиническую и психологическую практику неправомерно, поскольку отдельные закономерности, выявленные в таких экспериментах, могут дать лишь некоторые представления об интимных механизмах памяти у человека. Но они побуждают исследователей углублять и расширять научный поиск в определенном направлении.

Так, изучая влияние на память серотонина, норадреналина и их предшественников, экспериментаторы вызвали у новорожденных животных нарушение деятельности систем, ответственных за выработку этих медиаторов.

Подрастая, такие животные хуже реагировали на внешние раздражители, любой самый простой навык удавалось выработать у них с большим трудом и гораздо медленнее, чем у животных из контрольной группы. И связано это было не с чем иным, как с нарушением синтеза норадреналина, серотонина и их предшественников.

Появились основания предположить, что нарушенное соотношение этих медиаторов может быть одной из причин отставания психического развития тех детей, которые в школе сразу же попадают в разряд неуспевающих.

Эти дети с трудом сосредоточиваются, они не способны запоминать и удерживать в памяти какие-либо сведения, поэтому и отстают практически по всем предметам. И даже испытанные педагогические приемы порой не позволяют учителю добиться успеха. Приходится обращаться к врачу.

Это предположение подтвердили работы, проведенные в условиях специализированного стационара. И когда врачам — пока в порядке предварительных исследований — удавалось добиться хорошего терапевтического эффекта и восстановить функционирование систем, ответственных за образование норадреналина и серотонина, у детей в определенной степени восстанавливалась память, способность концентрировать внимание, росла успеваемость. А в тех случаях, когда синтез медиаторов сбалансировать не удавалось, и способность к обучению не восстанавливалась.

Уже эти первые результаты позволяют рассчитывать на то, что в недалеком будущем удастся разработать фармакологические методы восстановления медиаторных систем, ответственных за память и обучение. А это со временем позволит решить многие проблемы клинической, психологической и педагогической практики.

Как улучшить память

По материалам журнала "Здоровье" 01.1984 г.

ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения


  •  


 


 


 



По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.