Журнал «Здоровье» 1984 год

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Востановление речи после инсульта

М. К. БУРЛАКОВА, кандидат педагогических наук

Невропатолог обычно сообщает родственникам, какая форма расстройства речи у больного — сенсорная или моторная афазия.

И в том и в другом случае, как правило, нарушаются навыки письма и чтения, а понимание речи через год после инсульта в большинстве случаев частично восстанавливается в результате ежедневного общения больного с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач.

У больных, которые не говорят, следует регулярно тренировать слуховое внимание, устную речь, чтение и письмо. Для таких тренировок можно использовать лото для детей младшего школьного возраста или букварь.

Медленно, четко произнося слова, попросите больного показывать сначала по одному предмету, а через некоторое время по два и, наконец, по три. Например: «Покажи вилку; покажи тарелку и хлеб: покажи чашку, сковороду, нож».

За один раз ему предлагают показать не более 10-15 предметов, делая небольшую паузу после каждой просьбы. Например: «Покажи то, чем режут (пауза), покажи то, из чего пьют (пауза), покажи яблоко (пауза), покажи морковь...»

Больные обычно лучше понимают задания, когда речь идет о названиях предметов, чем о действиях. Поэтому во время занятий приходится настойчиво повторять, какие действия совершаются с предметами: «Застегни... положи на.., положи перед стаканом, в стакан, за стаканом, около стакана».

Если больной неточно сделал то, о чем его просили, подскажите ему, о каких действиях шла речь.

Страдающие сенсорной афазией с трудом различают близкие по звучанию слова. Для них следует сделать схематические рисунки и подписать их: «дом», «том», «бочка», «почка», «дачка», «тачка», «трава», «дрова». Попросите больного показать тот или иной рисунок или подпись.

По ходу занятия больному предлагают выписывать из книги или газеты слова, начинающиеся на сходно звучащие буквы, на «б» и «п», на «д» и «т» и т. д. Так постепенно тренируется восприятие звуков речи.

Страдающие нарушением речи, даже незначительно выраженным, испытывают трудности, если около них одновременно говорят два или три человека: больные не в состоянии понять, их. Надо помнить об этом, проявлять такт, говорить медленно и не всем сразу.

При моторной афазии понимание речи тренируется во время произнесения слов. Чем лучше больной научится их произносить, тем лучше начинает понимать речь окружающих.

Если он не в состоянии повторить отдельные слова, следует видоизменить занятия: пусть больной произносит вместе с обучающим, смотря на его губы, названия чисел от одного до десяти, названия дней недели, месяцев. В течение одного занятия эти названия повторяют не более 5-6 раз!

Попробуйте петь вместе песни, которые больной знает. При этом он также должен смотреть на губы поющего.

Как только больной начнет правильно выговаривать слова,попросите его повторять простые, обиходные предложения: «закрой дверь», «дай носовой платок», «принеси стакан воды».

Желательно показать ему сюжетные рисунки, картинки из книг для детей, юмористических журналов. Обучающий в тетради четким почерком простыми предложениями описывает сюжет картинки.

Больной сначала должен несколько раз услышать то или иное предложение, прочитать в тетради четко написанные подписи к картинке (например: «На улице холодно. Листья падают с деревьев. Дети идут в школу»).

Если больной с трудом читает эти предложения, можно сделать так: пусть он читает каждое слово вслух, закрывает написанное листом бумаги, а затем записывает его по памяти. После чего вновь читает и исправляет допущенные ошибки.

Раз от раза списывание и произнесение становятся более точными. Одновременно улучшается понимание речи, чтение и письмо под диктовку.

Можно помочь больному вспомнить необходимые слова, подсказывая ему эпитеты. Например: «демисезонное (пальто); я мою руки туалетным (мылом)». Так, подсказывая слово за словом, помогайте больному составить по картинкам предложение.

В более тяжелых случаях приходится показывать артикуляцию отдельных звуков: а, о, у, м, п и других. Из них затем составляют простейшие слова. А со временем осваивают более сложные и из них уже строят вместе с больным отдельные фразы.

Если у человека полностью нарушена способность писать, ему предлагают воспроизвести лишь часто употребляемые слова (дом, суп, чай, рука, каша, очки, окно), имена близких людей. Он должен видеть каждое из этих слов написанным, а затем сложить их из букв разрезной азбуки. Со временем он научится складывать более сложные слова.

Что делать, если больной неправильно произносит окончания существительных и глаголов, пропускает или заменяет предлоги? Поставьте ему наводящие вопросы, например; «Кто пишет письмо? (Сын). Что сын пишет? (Письмо). Кому он пишет письмо? (Отцу). О чем он пишет письмо? (О своих делах)».

Строить предложения больным помогает нарисованная в тетради схема, хорошо известная всем со школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение.

Побуждайте больного заниматься самостоятельно. Дайте ему 5-6 упражнений на заполнение пропущенных букв и слов. Например: «Дети идут... школу. Дерево стоит около... Птица... из клетки. Дети возвращаются из лес...»

Восстановлению устной речи способствует чтение вслух небольших (6-12 строчек) рассказов. Их больной может пересказать сначала с помощью наводящих вопросов, а позже самостоятельно.

Чем лучше он говорит, тем сложнее должен быть текст для чтения и пересказа.

Относительно хорошо говорящие могут писать сочинения по сложным рисункам, репродукциям картин, пересказывать содержание телепередач, статей из журналов, затем с помощью родственников исправлять свои ошибки.

Телепередачи больному рекомендуется смотреть не более двух часов в день. Лучше выбирать те, что вызывают положительные эмоции — художественные фильмы, передачу «В мире животных», а любителям спорта — репортажи со спортивных соревнований. Больной невольно их комментирует, и это, несомненно, приносит пользу.

Занятия с больным требуют терпения и такта. Не исправляйте сразу все его ошибки, а лишь часть (из 10 — 3 или 4). Одобрите, похвалите за самые малые успехи.

По материалам журнала "Здоровье" 08.1984 г.

Через год после инсульта

Л. Г. СТОЛЯРОВА, профессор
А. С. КАДЫКОВ, кандидат медицинских наук

У одних больных движения и речь восстанавливаются в первые недели или месяцы после инсульта, у других остаются слегка затрудненными, а у третьих значительно ограниченными.

Степень восстановления речи и движений зависит прежде всего от величины поражения в головном мозгу зон, которые ведают движениями или речью. Чем поражение больше, тем медленнее и хуже восстанавливаются нарушенные функции.

Наиболее интенсивно процесс восстановления идет в течение первого года, а затем он все более замедляется, и в дальнейшем в основном происходит приспособление больного к имеющимся дефектам.

И если у перенесших инсульт все еще плохо работает парализованная рука или нога, они должны продолжать тренировки и главное внимание уделять развитию навыков самообслуживания. Подробнее >>>

Лечебная гимнастика после инсульта

3. А. САВАТЕЕВА, методист лечебной физкультуры

Несмотря на то, что времени после инсульта прошло достаточно, следует продолжать так называемое лечение положением. Подробнее >>>

ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения


  •  


 


 


 



По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.