Журнал «Здоровье» 1987 год

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
Справочное бюро «Здоровья» для родителей

ТИШЕ, РЕБЕНОК СПИТ!

Тише, ребенок спит!

С. Я. РУБИНШТЕЙН, доктор психологических наук

Существует поверье: на спящих де­тей нельзя смотреть. Конечно, это пред­рассудок, взглядом ребенку не повредишь! Но что верно, то верно: детский сон надо всячески оберегать.

Недосыпание для растущего организма не меньшее зло, чем, скажем, недоедание. Дефицит сна отража­ется прежде всего на нервной системе, тормозит умственное и физическое разви­тие; ребенок становится капризным, раз­дражительным, неуравновешенным.

Многочисленные специальные исследо­вания и наблюдения позволили опреде­лить норму сна для детей разных возра­стов.

Новорожденный ребенок спит 20—22 часа в сутки. 20—30 минут бодрствования для него уже чрезмерная нагрузка, и если, допустим, мокрая пеленка, голод или боль в животе мешают ему спать, он приходит во все большее возбуждение и кричит громче и громче.

Постепенно промежутки спокойного бодрствования увеличиваются, длитель­ность дневного сна становится короче: от 5 до 9 месяцев дети спят днем 3 раза, после 9 — 2 раза, с полутора лет и в тече­ние всего дошкольного возраста — 1 раз.

Такого распорядка строго придерживают­ся в детских дошкольных учреждениях. Но почти в каждой группе яслей или дет­ского сада обнаруживаются один-два ре­бенка, которые долго не засыпают. Чаще всего плохо засыпают днем те дети, у которых нарушен домашний режим.

Почти всегда в таких случаях выясняется, что по субботам и воскресеньям или в дни болезни ребенка, во время отпуска роди­телей его вовсе не укладывали днем или укладывали в другое время, позднее под­нимали утром и разрешали позже ложить­ся вечером. Вот и нарушился стереотип, а он играет огромную роль в механизмах сна, вернее, засыпания.

Человек может заставить себя есть, ко­гда есть не хочется, но заставить себя заснуть, когда не хочется спать, практиче­ски невозможно. Зато возможно создать сонливое состояние, вызвать желание спать.

Взрослым людям, у которых когда-либо была бессонница, известны такие приемы. Одним помогает прогулка перед сном, другим — чашка теплого молока с медом, третьим — умение, ложась в по­стель, вызвать в своем воображении одну и ту же однообразную картину...

Почему столь различные приемы одина­ково эффективны? Все дело в выработке условного рефлекса, стереотипа.

Едли вы хотите, чтобы ребенок хорошо засыпал, старайтесь создать у него стерео­тип, постоянный, повторяемый изо дня в день ритуал подготовки ко сну.

Многие матери с первых дней жизни ре­бенка укачивают его. Рефлекторная связь качание — сон возникает очень бы­стро, тем более что ритмичность, монотон­ность плюс воздействие на вестибулярный аппарат действительно способствуют за­сыпанию.

Но чем старше ребенок, тем дольше приходится его укачивать, тем об­ременительнее становится эта процедура. Причем обременительна она не только для матери. И ребенку плохо, потому что сон его становится более беспокойным.

Некоторые дети, даже заснув, как бы конт­ролируют, качают их или нет, и мгновенно просыпаются и начинают плакать, как только прекращается ритмичное движе­ние. Нет, укачивать не советую!

Какой же ритуал приемлем? Прежде всего обязательное проветривание комна­ты. Прохладный воздух (на 2—3° ниже обычного) оказывает успокаивающее дей­ствие.

Маленьких перед сном обычно купа­ют; для ребенка постарше сигналом ко сну становится складывание игрушек, умыва­ние, переодевание в пижаму или ночную рубашку. Многие дети привыкают засыпать с игрушкой — мышкой, куклой, зайчиком.

Что ж, и это «работает» на создание сте­реотипа, лишь бы только игрушка была чистая.

— Спи! — строго приказывает малышу папа. А как же спать, если рядом включен телевизор?

Не очень верится объяснениям взрос­лых, будто они сознательно хотят при­учать ребенка спать в любой обстановке. Скорее им не хочется лишать себя каких-то удовольствий. Что же касается привыч­ки спать при шуме, то она, может быть, и выработается, но в ущерб здоровью.

Сейчас, со вторжением (именно вторжением!) в быт магнитофонов, многих беспо­коит вопрос: может ли быть сон ребенка полноценным, когда в комнате звучит му­зыка? Если она тихая, мелодичная — мо­жет, если громкая — нет. А лучше всякой «машинной» музыки мамина колыбель­ная, тихая, успокаивающая, создающая так необходимое ребенку ощущение близо­сти матери, защищенности...

И хорошо, если в комнате нет яркого света, громких голосов, если ничто не от­влекает и не будоражит. Потому что вос­приятие внешних раздражителей во сне лишь притуплено, но не выключено сов­сем, и сон будет беспокойным.

Важно не только то, сколько спит ребе­нок, но и то, как он спит. Иногда матерей беспокоит, что их сын или дочь «недобира­ет» норму сна.

Ребенок просыпается жизнерадо­стным, спокойным, значит, просто его ин­дивидуальная потребность в сне меньше средних норм. Но если, проснувшись рань­ше времени, он хнычет, капризничает, можно думать о каком-то неблагополучии: либо сон организован плохо, либо ребенок нездоров.

Любая мать по опыту знает: если ма­лыш, до того спавший спокойно, стал вдруг ночью ворочаться, метаться, сбрасывать одеяло, значит, что-то с ним неладно. С расстройства сна нередко начинаются не только острые инфекции, но и нервно-психические заболевания.

Родителям следует понаблюдать, как спит их ребенок: не разговаривает ли во сне, не вскрикивает ли, не встает ли с по­стели, продолжая спать. Если это не слу­чайный эпизод, а явление, повторяющее­ся, например, на протяжении одного-двух месяцев, необходимо обратиться к врачу-психоневрологу.

Детям, как и взрослым, конечно, снятся сны. Обычно они так или иначе отражают впечатления дня. После того, как ребенок услышит страшную сказку, испугается чего-либо или, наоборот, увидит что-то восхитившее его, например, представление в цирке, он может видеть «тематические» сны.

Но если один и тот же страшный сон повторяется у ребенка часто, об этом тоже надо рассказать врачу. В сочетании с другими симптомами это иногда стано­вится сигналом нервного заболевания.

По материалам журнала "Здоровье" 12.1987 г.

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения







По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель