Журнал «Здоровье» 1988 год

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ

НЕВРИТ СЛУХОВОГО НЕРВА

Неврит слухового нерва
Г. А. ТАВАРТКИЛАДЗЕ,
кандидат медицинских наук

Наблюдательные родители не оставят без внимания ненормальные реакции ребенка на звуки, заметят любое нарушение в развитии его речи.

При неврите слухового нерва (нейросенсорная тугоухость) поражаются и рецепторные образования внутреннего уха, и волокна слухового нерва. У человека понижается слух, возникает шум в ушах.

Среди наиболее частых причин возникновения тугоухости — острые инфекционные и вирусные заболевания, бесконтрольно принимаемые лекарственные препараты, такие, как антибиотики аминогликозидного ряда, некоторые мочегонные средства, например, фуросемид.

Немаловажна роль производственного шума и вибрации интоксикации свинцом, марганцем, ртутью, а также ушибов головы, акустической и родовой травм, переливания резус-несовместимой крови.

При внезапно возникшей потере слуха необходима экстренная госпитализация больного. Чем быстрее будет начато лечение, тем больше надежды на успех.

Что касается хронического неврита слухового нерва, то, к сожалению, его лечение малоэффективно. На первое место в этом случае выдвигается проблема социальной реабилитации больных — своевременной коррекции нарушений слуха при помощи слуховых аппаратов.

До настоящего времени распространено ошибочное представление о том, что длительное пользование аппаратом может ухудшить слух. Это не так.

НЕВРИТ СЛУХОВОГО НЕРВА

И. Б. РИМАН,
кандидат медицинских наук

Среди причин тугоухости первое место занимает неврит слухового нерва. Этим термином принято обозначать различные поражения звуковоспринимающего аппарата — сложной системы нервных образований, начинающейся во внутреннем ухе, в улитке, и заканчивающейся в коре головного мозга.

Чаще всего страдает спиральный (кортиев) орган, находящийся в улитке, поэтому неврит слухового нерва нередко называют еще кохлеарным невритом (улитка по-латыни — cochlea).

Неврит слухового нерва может быть одно- или двухсторонним, развиться в любом возрасте и быть врожденным. Слух в некоторых случаях снижается внезапно, а чаще — исподволь. Подробнее >>>

ПОПУЛЯРНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Популярная медицинская энциклопедия

УХО

УХО — орган слуха и равновесия позвоночных животных и человека; ухо, — периферическая часть слухового анализатора.

В анатомическом отношении в ухе человека различают три отдела: 1) наружное ухо, состоящее из ушной раковины и наружного слухового прохода; 2) среднее ухо, составленное барабанной полостью и имеющее придатки — евстахиеву трубу и ячейки сосцевидного отростка; 3) внутреннее ухо (лабиринт), состоящее из улитки (часть слуховая), преддверия и полукружных каналов (орган равновесия).

Если присоединить к этому слуховой нерв от периферии до коры височных долей головного мозга, то весь комплекс будет называться слуховым анализатором.

Ушная раковина человека состоит из остова — хряща, покрытого надхрящницей и кожей. Подробнее >>>

СЛУХ

СЛУХ — восприятие организмом звуковых колебаний; особая реакция всего организма на звук.

Слух выражает деятельность сложного нервного механизма — так называемого слухового (звукового) анализатора.

Периферическая часть слухового анализатора — ухо — представляет собой воспринимающий и проводящий звук прибор.

Ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.

Колебания воздуха, возникающие при звучании, вызывают колебания барабанной перепонки, отделяющей наружный слуховой проход от среднего уха. Подробнее >>>

ГЛУХОТА

ГЛУХОТА — полное отсутствие или резкое снижение слуха, обусловливающее невозможность восприятия речи. Частичная потеря слуха — тугоухость.

Различают глухоту врожденную и приобретенную.

Врожденная глухота возникает в результате неправильного зародышевого развития или травмы ребенка во время родов.

Наиболее частой причиной приобретенной глухоты являются инфекционные болезни, травмы, длительное воздействие сильных шумов или звуков (профессиональная глухота), отравления различными лекарственными веществами (мышьяк, хинин, салициловые препараты, стрептомицин), бытовыми и другими ядами, воспалительные и другие процессы, вызывающие изменения в области среднего и внутреннего уха (глухота, связанная с отосклерозом).

Среди инфекционных болезней первое место по частоте (35,6-63,9%) среди причин глухоты занимает воспаление оболочек мозга (цереброспинальный эпидемический менингит), второе — скарлатина (10,9% и больше). Подробнее >>>

ГЛУХОНЕМОТА

ГЛУХОНЕМОТА — состояние, при котором отсутствует способность к восприятию звуков (глухота) и возможность общения с окружающими с помощью речи (немота).

Основным в глухонемоте является глухота, а немота обычно присоединяется к глухоте.

Если у ребенка имеется врожденная глухота или он потерял слух в раннем детстве, то он не может научиться говорить вследствие того, что не слышит речи окружающих.

В тех случаях, когда глухота развивается в тот период, когда ребенок уже может немного говорить, все же после заболевания, вызвавшего глухоту, он постепенно разучивается говорить и становится немым.

Глухонемые дети правильно ориентируются в окружающей обстановке. У них развивается так называемая мимико-жестикулярная речь. Иногда она достигает такой степени, что позволяет ребенку обобщать свои восприятия. Подробнее >>>

ТУГОУХОСТЬ

ТУГОУХОСТЬ — понижение слуха, затрудняющее обычное речевое общение с окружающими.

По статистическим данным, тугоухостью страдает 1-3% населения.

Тугоухость возникает в результате поражения как звукопроводящей части уха (наружное и среднее ухо), так и звуковоспринимающей (нервные окончания в улитке, ствол нерва).

Чаще всего тугоухость является последствием острого воспаления среднего уха — отита, заболевания носа и носоглотки (хронические насморки, аденоиды), инфекционных болезней (скарлатина, корь, дифтерия, грипп и др.), травмы уха и общего отравления организма некоторымн лекарственными (хинин) и бытовыми ядами (никотин, алкоголь).

Тугоухость может возникнуть при многолетней работе в шумных производствах. Подробнее >>>

СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ

СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ — приспособления, с помощью которых звуки усиливаются и становятся слышными, если до этого времени они не воспринимались человеком.

Слуховые аппараты применяются в тех случаях, когда у человека имеется понижение слуха такой степени, что он не может свободно общаться с другими людьми и не разбирает обычную разговорную речь.

Слуховые аппараты бывают разнообразной конструкции. Подробнее >>>

Именно адекватное и своевременное слухопротезирование в комплексе с занятиями с сурдопедагогом помогают больному с нейросенсорной тугоухостью быстрее адаптироваться к слуховому аппарату и жить полноценной жизнью в обществе.

Эффективность слухопротезирования, а соответственно и социальной реабилитации во многом зависит от своевременности выявления нарушений слуха. Особенно это важно у детей первых лет жизни, когда наиболее интенсивно идет развитие речи, формируются познавательные и эмоциональные навыки.

Если с ребенком не разговаривать, он впоследствии не сможет использовать даже потенциальные возможности своего остаточного слуха.

В тех случаях, когда снижение слуха удается выявить до двухлетнего возраста (в период формирования речи) и подобрать соответствующий слуховой аппарат, то при упорных занятиях речь у ребенка, как правило, развивается и он может вступать в речевое общение с окружающими.

У детей в возрасте старше двух лет эффективность реабилитации резко снижается. Это в равной степени касается и больных, у которых слух снизился уже после развития речи. Своевременная диагностика и реабилитационные мероприятия и в этом случае дают оптимальный результат.

Очень важно как можно раньше выявить нарушение слуха. Наблюдательные родители не оставят без внимания ненормальные реакции ребенка на звуки, заметят любое нарушение в развитии его речи.

Вероятность нарушений слуха особенно велика у детей, родители которых страдают нейросенсорной тугоухостью, у недоношенных, перенесших менингиты и энцефалиты, а также у тех, матери которых во время беременности болели краснухой.

Если при обычном осмотре таких детей обнаружено нарушение слуха, врач проводит детальное аудиологическое исследование и при необходимости ребенку подбирают слуховой аппарат.

Для определения эффективности слухопротезирования в настоящее время используются самые современные методики. Особый разговор — о больных с практически полной глухотой. Пока единственным способом реабилитации тех из них, у кого глухота наступила уже после формирования речи, является обучение считыванию с губ.

В настоящее время ученые разрабатывают методы электродного протезирования, основанного на вживлении электродов во внутреннее ухо с последующей их электрической стимуляцией.

Метод этот пока отрабатывается в лаборатории. Для его применения в широкой практике предстоит еще решить ряд принципиальных научных и технических вопросов.

По материалам журнала "Здоровье" 01.1988 г.




ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения



 


 


 



По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.