Подруга

    Здоровье

Здоровье

ИЗ ИСТОРИИ

ТРИ ПОСТУЛАТА МАКАРЕНКО

Три постулата Макаренко

1988 год объявлен по решению ЮНЕСКО Международным годом А. С. Макаренко — замечательного советского педагога, одного из страстных пропагандистов идеи гармоничного воспитания.

Значимость наследия Макаренко не только в провозглашении, но прежде всего в реализации этой идеи. Ведь он и ученый-теоретик, создатель педагогической системы, он и практик — автор поистине уникального педагогического эксперимента, он и писатель, сумевший в яркой и увлекательной форме этот опыт обобщить.

Ребята, которых он воспитывал в колонии имени А. М. Горького, в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, — отнюдь не кроткие хрестоматийные сиротки, благодарные за каждое доброе слово.

Нет, это были дети и подростки, ожесточенные годами беспризорности, столкнувшиеся с преступным миром, неуправляемые, необузданные. И из них он сумел вырастить коллективистов и тружеников, людей образованных, с высоким чувством чести и долга! Это ли не подвиг, достойный и поклонения, и изучения?

Формулируя цели воспитания, Макаренко выделяет три основополагающие задачи: вырастить ребенка здоровым; сформировать у него умение работать; вооружить его нравственно.

Всегда — в собственной практической деятельности, в обобщении опыта, в советах педагогам и родителям — Антон Семенович оставался диалектиком. «Если ваш мальчик что-то делает, а вы говорите на каждом шагу — не бегай туда, там травка, не иди туда, там мальчики тебя побьют, вы воспитываете только одни тормоза, — писал он.

— В каждой детской шалости вы должны знать, до каких пор шалость нужна, выражает активность и здоровое проявление энергии и где начинается плохая работа тормозов и силы тратятся впустую».

И действительно, насколько эффективнее станет воспитание, если мы научимся не только одергивать ребенка, но и активизировать его, найдем разумное равновесие между воспитанием дисциплины и формированием инициативы!

Еще один важный урок Макаренко — его всегдашняя нацеленность на гармонично развитую личность, на единство всех сторон обучения и воспитания.

Он считал, что воспитывающими должны быть и труд, и учеба, и досуг. Причем не изолированно, сами по себе, а именно в единстве.

Досугу Макаренко придавал огромное значение. И заполнял свободное время коллектива и каждого ребенка прежде всего движением. И в колонии, и в коммуне ребята много занимались гимнастикой, ежедневно делали зарядку.

В коллективе были преподаватели физического воспитания. Но известно, что и сам Антон Семенович, будучи учителем истории, русского и украинского языков и литературы, при необходимости заменял преподавателя физического воспитания, а строевые занятия проводил всегда сам.

Надо сказать, что и в колонии, и в коммуне были футбольное поле, площадки для спортивных, подвижных игр, крокетные, волейбольные, горлетные (для «горлета» — игры собственного изобретения с элементами футбола и тенниса). Формы досуга настолько были разнообразны, что все не назовешь.

Макаренковцы и доныне помнят лыжный переход Харьков — Мерефа: 50 километров! Но особенно помнятся многонедельные летние походы. Прошли коммунары по Крыму — о том и книга Макаренко «Марш 30 года», по Кавказу, побывали в Москве и в Подмосковье, на Волге, в Бердянске.

Все организовывали сами. Заранее отправлялись авангардом маршрутные группы: готовили еду, разбивали бивак. За месяц-полтора такой походной жизни становились сильнее, крепче, многое успевали повидать и узнать.

Знаменательно, воспитанник Макаренко Василий Андреевич Руденко, участник Великой Отечественной войны, дошедший до Берлина, работая впоследствии воспитателем Богодуховской школы-интерната, не раз отправлялся со своими воспитанниками по тем же маршрутам, какие сам прошел с друзьями в юности.

Мне посчастливилось видеть, знать многих макаренковцев, со многими дружить на протяжении четверти века. И вот что характерно: уже немолодые, все они стройны и подтянуты.

И бывший староста кавалерийской секции Иван Демьянович Токарев, подполковник запаса, и Иван Игнатьевич Яценко — морской офицер-североморец, подаривший музею А. С. Макаренко около 20 своих значков и удостоверений — свидетельств успеха в разных видах спорта и прикладных умений.

И многие другие, прошедшие жизненный путь, как говорит бывший коммунар Л. В. Конисевич, «не держась за перила». Выражение это — макаренковское. В колонии, в коммуне Антон Семенович учил: «...негоже тебе, юному, держаться за поручни, ходи сам, воспитывай силу воли».

Да, его питомцы, не искали легких путей, не стремились уйти от трудностей, спрятаться за чьи-то спины!

Стоило раздаться кличу о строительстве Комсомольска-на-Амуре — первыми кинулись туда.

37 бывших коммунаров строили молодежный город; один из колонистов — горьковец, недавно ушедший из жизни Николай Фролович Шершнев (у Макаренко — Вершнев), врач по профессии, был почетным гражданином этого города.

Врачом стал и Филипп Петрович Куслий (в книге «Флаги на башнях» — Филька Куслий), медицинскими сестрами, прошедшими фронт, — Галина Константиновна Геращенко, Валентина Владимировна Коваль.

Так что Макаренко живет сегодня с нами, в реальных творениях своих педагогических рук, своего большого сердца. Живет в своих книгах. Он успел подготовить только первый том большого труда «Книга для родителей». Читали вы ее? Если нет — пойдите в библиотеку и возьмите.

Уверен: многие страницы прозвучат для вас, как будто написаны сегодня, ответят на многие вопросы, помогут лучше, правильнее воспитывать вашего ребенка.

Л. А. ЧУБАРОВ

По материалам журнала "Здоровье" 09.1988 г.

ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения


  •  


 


 


 



По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.