Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1991 год
ЛЮДИ И СТРАНЫ и страны
Тибет: за завесой тайны
Всеволод
Владимирович Овчинников
Гигантские каталоги Ленинской библиотеки, всегда так щедро дарующие ключи к любой информации, на этот раз словно изменили своему правилу. Список литературы, в основном на иностранных языках, уместился на одной странице блокнота. Это было все. что написано о Тибете за последние 70 с лишним лет.
Много веков хранил Тибет свои тайны от иноземцев. Сотни ученых и путешественников тщетно мечтали побывать там. Среди них был и наш знаменитый соотечественник Николай Рерих, подаривший миру неповторимую красоту Гималаев. Но он так и не увидел сердца Тибета — цитадели буддизма Лхасы.
Отгородившись от внешнего мира высочайшими хребтами земного шара, этот уголок земли по сей день остается одним из самых недоступных, наименее изученных и наиболее загадочных мест на нашей планете.
Тайной окутано все, что связано с Тибетом, — будь то рассказы о тибетской медицине, сверхъестественных способностях врачующих лам или бродящем где-то в предгорьях Тибета снежном человеке — йети. А за завесу тайны, как известно, всегда очень хочется заглянуть.
И потому так велика была моя радость, когда уже в конце своих библиотечных изысканий я увидела карточку с короткой строчкой: «В. Овчинников. Путешествие в Тибет. Москва, 1957 год». Конечно, книга издана давно, но то, что замечательный журналист, автор известных «Ветки сакуры» и «Корней дуба» видел Тибет своими глазами, внушало надежды.
Я не знала, что впереди меня ждал еще один сюрприз. В сентябре 1990 года Всеволод Владимирович побывал в Тибете второй раз и сейчас работает над новой книгой.
Несмотря на занятость, В. В. ОВЧИННИКОВ любезно согласился поделиться своими впечатлениями с читателями «Здоровья».
— Всеволод Владимирович, наша жизнь сейчас настолько сложна и неустроенна, что порой невольно опускаются руки. Но когда читаешь о Тибете, становится стыдно собственной слабости, вот уж где человеку действительно приходится туго.
— Да, Тибет — это своеобразная «крыша мира», вознесенная почти на 4 тысячи метров над уровнем моря. Казалось бы, этот край мало приспособлен для жизни. Разреженный сухой воздух, от которого постоянно першит в горле, сохнет кожа, ломаются ногти.
Перепады температур такие, что если спине жарко, то груди холодно, и наоборот, потому что на солнце плюс 30°, а в тени всего 12.
Вода здесь кипит при температуре значительно ниже 100 градусов, и сварить в ней что-нибудь очень трудно. Каменистый грунт, скудная растительность, отсутствие нормального топлива... Но при этом в Тибете уже много веков живут люди.
— Какие они? И как преодолевают трудности, уготованные природой?
— Внешне тибетцы очень похожи на героев Ф. Купера и М. Рида. Да и не только внешне. Вся материальная культура, особенно архитектура, напоминает храмы инков в Перу и ацтеков в Мексике.
Тибетцы также считают себя наследниками очень высокой цивилизации, некогда существовавшей на Земле. Но, глядя на их повседневную жизнь, думаешь не о других мирах, а о дремучем средневековье.
Рожающую женщину здесь выгоняют из жилища, причем одну. Новорожденного обязательно носят к водопаду, чтобы подержать в ледяной воде. Если не выживет — значит, избавит себя и родственников от страданий.
Тибет — одно из немногих мест на Земле, где не пекут хлеба, едят очень мало овощей и мяса. Пищей служит подсоленный чай с маслом из ячьего молока и цзамба — поджаренная и разведенная чаем ячменная мука.
Тибетцы смазывают маслом кожу, чтобы не сохла. Моются один раз в году — в сентябре во время особой купальной недели.
Здесь до сих пор сохранилось многомужество. Женят только старшего брата, младшие же по мере подрастания тоже становятся мужьями его жены. Таким образом, имущество семьи никогда не делится.
Добрачные отношения не только не осуждаются, но поощряются. По традиции девушка носит на шее ремешок с подаренными любовниками монетками. Если их меньше дюжины, шансов сосватать такую невесту немного.
Внебрачных детей усыновляют дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью своей возлюбленной полтора месяца (3 недели до родов и 3 после), уходит себе с миром.
И последнее, что отличает Тибет от других стран мира, — в нем нет кладбищ, не существует и обряда кремирования. Тело умершего три дня лежит дома, чтобы из него «вышла душа», а потом «предается небу»: его относят на специальную скалу и скармливают гигантским грифам.
Такой обряд похорон обусловлен философией ламаизма (разновидность буддизма), согласно которой смерть есть переход к иному уровню бытия, и поэтому умершая плоть должна быть принесена в дар другим формам жизни.
— Сейчас мы все чаще обращаемся к наследию христианской культуры, как бы заново открывая в ней непреходящие духовные ценности.
О буддизме многие судят разве что по известной песне В. Высоцкого. А ведь это одно из древнейших религиозных учений, и, очевидно, оно тоже может обогатить наше представление о мире, о самих себе. О ламаизме же вообще мало кто знает.
— Главное в ламаизме — теория причинно-следственной связи времен. Сегодня — это следствие дня вчерашнего и причина дня будущего.
Человек все время должен напоминать себе об этом круговороте бытия, причин и следствий, ибо все, что он совершает, определяет и его настоящую жизнь, и характер его перевоплощения, то есть новое рождение после смерти.
В Тибете почти зримо ощущаешь эту связь времен, ибо она символизируется вращением молитвенной вертушки и молитвенных барабанов по часовой стрелке, а также хождением вокруг святынь в том же направлении.
Это заменяет тибетцам молитву, и потому и на улицах, и в домах, и в храмах постоянно встречаешь людей, вращающих свои молитвенные вертушки.
Другой постулат ламаизма: человек — часть Вселенной, и, так же, как она оказывает влияние на каждого из нас, так и каждый человек влияет на Вселенную. Поэтому зло, зависть, коварство и подлость, излучаемые людьми, не исчезают, а как бы концентрируются в околоземном пространстве и бумерангом бьют по человеку, обрушиваясь на Землю экологическими катастрофами, другими бедствиями.
Сейчас ламаисты видят плотные облака озлобленности и вражды над нашей страной.
На улице древнего города
— А какая сила, по их мнению, может развеять эти облака?
— Единство благих помыслов. Во все времена и у всех народов этому всегда служила религия, являясь своеобразным инстинктом самосохранения народа. Собравшиеся на богослужение люди излучают веру, любовь, добро, а значит, улучшают состояние ноосферы.
— Считают ли ламаисты свою религию единственно правильной?
— Нет. Чему тоже можно поучиться в Тибете, так это терпимости, в том числе религиозной. Ламаисты исходят из того, что истина, как горная вершина, одна, но путей к ней может быть множество.
Человек призван искать все ответы в самом себе. Для этого он должен уединяться, углубляться в себя, думать. Для многочисленных тибетских монахов процесс самопознания, самосовершенствования — главное в жизни.
Длительные тренировки помогают им, воздействуя на подсознание, высвобождать гигантские психофизические возможности, скрытые природой.
— Удалось ли вам увидеть собственными глазами что-либо, свидетельствующее об этих сверхъестественных возможностях?
— Ламы не любят ничего демонстрировать. То, что вызывает удивление у непосвященных, они делают исключительно для того, чтобы убедиться, что они достаточно овладели своим телом и могут воздействовать на процессы, обычно не регулируемые волей.
Для меня было сделано исключение: на моих глазах один из монахов, сидя на льду абсолютно обнаженным, высушил теплом своего тела большое махровое полотенце.
Очевидно, что при достаточно низкой температуре воздуха сделать это можно, только увеличив теплоотдачу.
Еще я видел, как, сидя в позе лотоса, монахи с необычайной легкостью отрываются от земли, будто невидимая пружина подбрасывает тело вверх. Понять, как это происходит, совершенно невозможно. Считается, что это может сделать тот, кто способен преодолеть гравитацию.
Развитием сверхъестественных способностей в Тибете издавна занимается секта «красных шапок», к которой относится монастырь Шалу, где мне и демонстрировали эти чудеса.
Ключ к большинству тибетских феноменов — волевой контроль над подсознанием. Он достигается особой постановкой дыхания, постом, медитацией.
Самым эффективным путем к этому считается отшельничество. На три года, три месяца и три дня монаха замуровывают в пещеру, куда лишь раз в сутки по узкому лазу проталкивают подсоленный чай и цзамбу.
Тибетцы убеждены, что, кроме ясновидения, телепатии и левитации, человек может обрести умение становиться невидимым, для этого нужно уметь полностью останавливать деятельность мозга.
Изначально люди обладали этой способностью, они понимали язык растений и животных, могли напрямую общаться с ними. Но по мере усложнения человеческой психики нужно было от чего-то отказываться.
Способность растворяться, становиться невидимым сохранил только йети — загадочный снежный человек, которого европейцы не раз загоняли в ловушку, но он каждый раз исчезал, словно растворялся.
В Мэнцзикане — тибетской школе медицины и астрологии, основанной в 1916 году, во время своего первого приезда в Тибет я был свидетелем телепатической связи.
Там сидел монах, который «принял весть» о том, что в одном из монастырей находится человек, упавший в пропасть. Туда был послан врач.
Тогда же основатель Мэнцзикана Кенраб Норбу предсказал, что у меня родится дочь. Это оказалось сущей правдой, как и то, что я вновь посещу Тибет 14 сентября, в день начала купальной недели, когда начинается основной сбор лекарственных трав и растений.
Потала — дворец далай-ламы в Лхасе
— А что представляет собой школа тибетской медицины и астрологии? Как и чему там учат?
— После 1959 года она преобразована в госпиталь тибетской медицины, состоящий из стационара, поликлиники, фабрики лекарств и двух исследовательских бюро по медицине и астрологии.
Главной задачей четырехсот сотрудников госпиталя стало не учить врачеванию, а лечить больных. Лишь поликлиника приняла за последний год более 200 тысяч человек.
Для подготовки же тибетских врачей создан факультет в университете. Там обучаются 300 студентов. А преподают им лучшие специалисты Мэнцзикана.
Во время своей недавней поездки мне удалось встретиться с двумя из них, причем я оказался в том же зале, где 35 лет назад беседовал с самим Кенрабом Норбу.
Стены по-прежнему увешаны старинными картинами на шелке. Одни изображают строение человеческого тела, внутренних органов, обозначают места для кровопусканий, иглоукалывания, прижигания.
Другие дают представление о 60 тысячах натуральных лекарственных средств. Здесь же — астрологические таблицы.
Эти молитвенные барабаны каждый
проходящий должен покрутить
Раньше в условиях монастырской жизни на изучение тибетской медицины уходило 12-15 лет. Правда, половина времени отводилась богослужениям, теперь этот срок сократился, но отнюдь не до 4-5 лет, как на других факультетах.
В основе тибетской медицины лежит учение о пяти первоэлементах (вода, огонь, земля, металл и дерево).
Тибетские врачи, подобно китайским, трактуют болезнь как нарушение их баланса в организме.
А цвет лица, глаз, языка больного позволяет тибетскому врачу судить, в каком соответствии находятся три начала жизнедеятельности: Лон — контролирующее движение (кровообращение, дыхание, циркуляцию жизненной силы); Чиба — контролирующее обмен (пищеварение, терморегуляцию); Пайген - контролирующее структуры (рост, наследственные черты, комплекцию).
Главная задача врача — привести все это в равновесие.
Тибетский врач слушает пульс больного шестью пальцами обеих рук, надавливая ими с разной силой на определенные точки запястья. Левый указательный палец дает ему информацию о легких, средний — о печени, безымянный — о почках. Частоту пульса лекарь меряет своим дыханием.
— Вы упомянули об астрологических таблицах...
— Тибетские медики считают, что макрокосм и микрокосм тождественны по своей сути. Поэтому больного легче лечить, зная его гороскоп, то есть предрасположенности, сложившиеся под воздействием небесных тел в момент его рождения.
Учитывают они и индивидуальные биоритмы, рассматривая каждый орган как своеобразную функциональную систему, имеющую свои часы для стимулирования или притормаживания.
А вообще в астрологических прогнозах, по их мнению, ничего фатального нет. Это как дорожные знаки, которые предупреждают об опасности или, наоборот, подсказывают твой день, твой шанс, когда можно вырвать у судьбы то, что она сулит.
— Всеволод Владимирович, не приходилось ли обращаться за помощью к тибетским врачам?
— Нет, я был гостем газеты «Жэньминь жибао». Когда из-за недостатка кислорода началась горная болезнь, мои хозяева предпочли положить меня в китайский госпиталь.
У тамошних врачей большой опыт по этой части. Зато я привез из Тибета один полезный рецепт, который всем рекомендую.
День тибетских монахов неизменно начинается со 108 шагов по ручью. Вернувшись в Москву, я стараюсь следовать их примеру — откручиваю холодную воду и, не затыкая пробки в ванной, шлепаю по воде ровно 108 раз, потом растираю ноги и надеваю носки. Прилив бодрости, как после хорошей зарядки.
Кстати, в Тибете наблюдается интересная закономерность. В отличие от всего населения средняя продолжительность жизни которого мала (меньше сорока лет), среди монахов очень много стариков. Путь в монастырь для тибетцев — это путь к культуре, знаниям, долголетию.
— Невольно хочется перефразировать расхожую у нас фразу о здоровом теле, в котором якобы здоровый дух. Очевидно, наоборот, чем тяжелее условия жизни, тем важнее иметь внутреннюю опору, укреплять силу духа, который поможет пережить многие тяготы и бренному телу.
— Вы знаете, в священных текстах Кангиура упоминается прекрасная заоблачная обитель мудрецов — страна Шамбала. Ламаисты считают, что она находится где-то в Западном Тибете, и, чтобы достичь ее, нужно преодолеть стену ледяного тумана. Именно там человек может соприкоснуться с высшим разумом.
Никто не видел этой страны: может быть, это религиозная метафора, а может — недоступная явь. А может, она существует в каждом из нас, и, чтобы открыть ее, нужно, как стену ледяного тумана, преодолеть все мелочное и суетное в себе.
Ведь не случайно, крутя молитвенную вертушку, тибетцы повторяют: «Ом мани падне хум», что можно трактовать так: «Будь добрым и станешь счастливым».
Беседу вела Т. ЕФИМОВА
По материалам журнала "Здоровье" 05.1991 г.