Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1991 год
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ
Ридингфобия
В. В. НЕВЕЛИЧУК, кандидат медицинских наук
Постарайтесь, чтобы ребенок ежедневно как можно больше читал вслух.
Медицина знает множество видов фобий, все даже трудно перечислить.. Я хочу рассказать об одной из них, наименее известной на сегодняшний день. Навязчивый страх перед чтением — ридингфобия. Иногда ее еще называют синдромом Джексона.
Ридингфобия подробно описана в книге М. К. Джексона «Невосприимчивый читатель». По мнению автора, это состояние — следствие как бы родимого пятна на коре мозга, забитых каналов, «неисправного реле» или «мертвой зоны» в центральной нервной системе.
Школьник, страдающий ридингфобией, может иметь хорошую память, неплохо успевать по математике, но с невероятным трудом усваивает печатный текст. Чуть не по складам разбирает предложение, не понимая, о чем читает.
Естественно, при таких проблемах с чтением происходит нарушение процесса познания. И приводит оно к тому, что ребенок начинает испытывать страх перед книгой, отказывается читать, отстает в развитии от своих сверстников.
Иногда такие дети, не доучившись, бросают школу, а если заканчивают, то часто не знают, что делать дальше. На работе человек, страдающий ридингфобией, пассивен, безынициативен, почти не способен к планированию и особенно прогнозированию своего труда.
Если он занимает руководящий пост, а случается и это, то его деятельность характеризуется постоянным подавлением живой мысли, неприятием новых идей, приверженностью к сложившимся стереотипам, отсутствием воображения.
И причины тут также кроются в постоянном нарушении процесса познания, обусловленном торможением в центральной нервной системе. Тормозится и восприятие информации зрительным аппаратом. Человек боится, отталкивает от себя новую информацию, не в силах «переварить» ее.
Как помочь родителям распознать ридингфобию? Ведь ребенок с этой патологией вначале не отличается от своих сверстников: запоминание букв и слов дается ему легко. Первые трудности начинаются с предложений — не всегда удается уловить смысл прочитанного.
При чтении короткого отрывка (не говоря уж об увлекательном, интересном для другого ученика рассказе или повести) ребенок, страдающий ридингфобией, не помнит, что было в начале абзаца или в первой главе. Он не понимает содержания, не может пересказать текст и даже не в силах ответить на вопросы о прочитанном.
Сформулировать игровую задачу на основе прочитанного текста или решить готовую, предложенную учителем или товарищем, для него тем более непосильно. Анализ прочитанного текста такой ученик сделать не в силах.
Ридингфобия, как и другие навязчивые страхи, возникает независимо и вопреки желанию больного ребенка. Он понимает свое состояние, относится к нему критически, но самостоятельно избавиться от навязчивого страха не может. Чувство беспомощности порождает неуверенность в себе, усиливает страх перед книгой.
Процесс чтения не приносит никакого удовольствия и даже усугубляет страдания. У ребенка возникает чувство неполноценности и беззащитности. Может измениться характер и даже поведение: он становится робким, боязливым, идет «по линии наименьшего сопротивления».
Вот простой психологический тест. Если подросток встречает хулиганов, которые избивают его, отнимают деньги, то у него могут быть три типа реакции: первый — жалоба в милицию или родителям; второй — поиск возможности отомстить обидчикам; третий — полное отсутствие деятельности: не будет делать ничего, а при повторной встрече с теми же хулиганами даже не попытается бежать или сопротивляться, со страхом ждет расправы.
Вот этот третий тип реакции характерен для детей с ридингфобией. Такие мальчики, попадая под влияние более активных ребят, становятся покорными, на все готовыми исполнителями их воли, к сожалению, часто пополняя ряды несовершеннолетних правонарушителей.
А между тем ридингфобия не является чем-то неизлечимым. Это, как и все фобии, условный рефлекс, при котором в коре головного мозга возникает изолированный очаг патологически инертного застойного возбуждения, вызывающий торможение определенных процессов.
Вследствие этого образующиеся условные рефлексы становятся особенно прочными, незакономерно устойчивыми. Но торможения других участков коры больших полушарий не происходит, и у больного даже сохраняется, как я уже говорил, критическое отношение к своему состоянию.
Заметив признаки ридингфобии, обратитесь к детскому психоневрологу. Он, если понадобится, назначит медикаментозное лечение, может быть, сеансы гипнотерапии.
Чтобы избавиться от ридингфобии, нужно затормозившуюся мысль как бы направить по обходному пути, то есть заставить активную область мозга выполнять работу, которую не может осуществлять заторможенный участок. И здесь огромная роль принадлежит родителям.
Всякий раз при возникновении затруднений просите ребенка стараться рассуждать вслух, чтобы импульс мысли переключился в другую, активную зону мозга.
Конечно, нелегко избавить ребенка от ридингфобии. Для этого требуется и от него самого, и от родителей или учителя большая настойчивость и терпение.
Первое условие: ребенок должен ежедневно как можно больше читать вслух, предпочтительно книги, пробуждающие воображение (фантастику, детективы, приключения).
Потом, после окончания чтения, не предлагайте ему сразу же обдумать прочитанное, не заставляйте тут же пересказывать текст. Только спустя некоторое время, желательно без свидетелей, заведите с ним разговор о хорошо известных фактах, над которыми не нужно думать (имя матери, сколько лет отцу когда день рождения и так далее).
И если вы видите, что ребенок ведет этот разговор без напряжения, отвечает быстро, не задумываясь, тут же неожиданно задайте ему вопрос из недавно прочитанного текста. Если ответ получен сразу же, продолжайте вопросы. Если ребенок не отвечает, то урок прекращается и возобновляется через какое-то время.
Занятие должно проходить спокойно, доброжелательно, без критики. При первых успехах не жалейте похвал — это способствует формированию уверенности в себе, постепенному преодолению страха перед чтением.
Повторяйте такие занятия как можно чаще, но только так, чтобы не ухудшать состояние ребенка, чтобы беседа была ему в радость.
Самое трудное — это преодолеть чувство беспомощности, которое порождает страх и неуверенность, поэтому и лечение, и занятия нужно начинать как можно раньше.
Не отказывайтесь от занятий при первом неуспехе. Внушайте ребенку, что ему все по силам, и постепенно он сам убедится в этом. Труд нелегкий, возможны и неудачи, но при известной настойчивости результаты обычно хорошие.
г. Львов
По материалам журнала "Здоровье" 10.1991 г.