Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1991 год
ВРЕМЕНА ГОДА
Святки
В. А. ЛИПИНСКАЯ, кандидат исторических наук
Зимнее затишье в природе уже таит в себе грядущий расцвет. Первые признаки ее пробуждения появляются в декабре, с момента зимнего солнцестояния.
После самого короткого дня солнце «поворачивает на лето». Это событие народ исстари отмечал празднествами, которые посвящались ожидаемому потеплению, подготовке к новому хозяйственному году.
К зиме приурочены и главные христианские праздники: рождение Христа и его крещение. Более 10ОО лет прошло со времени принятия Русью христианства.
За эти века тесно переплелись древние народные празднества в честь разгорающегося светила с теми, которые были привнесены православным вероучением.
Они взаимно обогатили друг друга, а зимние народные гулянья от Рождества до Крещения (от 25 декабря до 6 января по старому стилю - от 6 до 19 января по новому) получили наименование Святых вечеров, или Святок.
На Руси народ праздновал Рождество торжественно, в соответствии с церковными правилами, и весело - как обычно проходят народные гулянья. В первый день после богослужения молодежь, а в некоторых местностях взрослые и даже пожилые люди ходили «славить Христа».
Детвора разучивала песнопения, вроде такого:
«Волхвов привечайте,
святое встречайте,
пришло Рождество,
начинаем торжество!
С нами звезда идет, молитву поет».
По христианской традиции Рождеству предшествовал длительный, 40-дневный пост, во время которого еда ограничивалась, а мясная и молочная пища исключалась вовсе.
В день накануне Рождества не ели ничего до появления первой звезды.
В старину после ее восхода семья собиралась на молитву перед образами. Затем старший в доме вносил охапку соломы. Ее расстилали на полу или на столе, покрыв скатертью.
Вечером ели только овощи и «кутью»: кашу рисовую, пшеничную или ячменную, сваренную из цельных зерен с изюмом или медом, пили взвар из сухих фруктов.
Тем желаннее были лакомства, которые хозяйки стряпали к началу празднества.
В северо-русских губерниях делали особое печенье «козульки» в виде фигурок животных: коровы, овцы, свиньи. Их дарили детям или выставляли в оконцах.
В Нижегородской губернии выпечку из фигурок, чаще всего коней и птичек, называли «колядки», в Московской - «каледушки», в Рязанской — «овсеньки».
В Сибири лепили «сырчики» — замороженные колобки из творога.
Повсюду напекали всевозможные пироги, и более всего с мясной начинкой.
Наконец-то разрешалось отведать мясной пищи. Продукты, накопленные за длительный пост, щедро выставлялись на стол.
Традиционным угощением были поросенок или гусь, начиненные кашей, свиные ножки, тушенные с капустой, студень.
От такого богатого стола перепадало кое-что и в мешки поздравлявших.
Одаривали не только славельщиков. Было принято делиться с бедняками, с попавшими в беду, как милостив был к обездоленным Христос.
В городах сложился обычай навещать кварталы бедняков, приюты, больницы. Туда к Рождеству или к Новому году любой из горожан мог прийти с подарками.
Начинать Новый год не осенью, а с 1 января стали на Руси лишь с 1700 года.
Петр I специальным Указом определил, как отмечать этот день: «И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».
Со временем еловые и сосновые деревья переместились с улиц и дворов в городские квартиры, а вместе с ними — огни на ветвях, маленькие пушки-хлопушки и сверх того мерцающие нити инея (или дождика), падающий пестрый снег (конфетти), струйки игривого ветерка (серпантин).
В городских домах елки стали украшать орехами, яблоками, конфетами, пастилой, пряниками. Взрослые и дети увлекались, кроме того, изготовлением игрушек из разноцветной бумаги.
В сельской местности Новый год, как и церковные праздники, народ по своему обычаю связывал прежде всего с явлениями природы.
«Новый Год пришел, старый прогнал, себя показал.
Ходи, народ, солнышко встречать, мороз прогонять...»
И снова ходили ватаги поющей молодежи от двора ко двору. Теперь славили хозяев, желали им счастья, долголетия, богатства в доме.
Входя в избу, пели, плясали, шутили, выпрашивали подарки: «А вы, старые старушки, подавайте по краюшке». Ежели кто-то скупился, то могли и пригрозить: «Не дашь пирога, сведу корову за рога», «Кто не даст хлеба, уведу деда» и т. п. — выдумывай кто во что горазд. Шутник оставался неузнанным, так как при обходах «машкировались», или «рядились».
Молодежь собиралась на вечерки. Для этого договаривались с одинокой женщиной, «откупали» ее избу за деньги или за продукты. Парни заходили в дома к девушкам к спрашивали у отца: «Дозвольте Наталию Ивановну пригласить на вечер?»
Обычно родители разрешали, но с условием, чтобы баловства не было. Как, однако, молодежи обойтись без баловства? Любили подшутить над новичками.
Скажет бывалый парень, что приморозит стакан с водой к потолку. Стоит на лавке, держит стакан, к потолку прижимает. Как только новичок зазевается — вода выливается на него.
На вечерки собирались, когда начинало темнеть, и оставались часов до 10 вечера: пели, играли, плясали все вместе или парами.
Некоторые из старинных игр живут до сего времени, например, «Сидит, сидит Яша», «Бояре, а мы к вам пришли», фанты, платочек и другие. Сменялись одна за другой забавы, шутки-прибаутки, остроты, загадки. Каждый стремился показать себя.
Святочные гулянья — время оговаривания. До самой масленицы шумели веселые свадьбы. А потому на вечерках ребята показывали свою удаль, а девушки щеголяли нарядами, в которых многое было выполнено своими руками.
Если же сердце зазнобило, а ответа нет, обращались девушки к святым заступникам, зажигали свечу перед иконой Пресвятой Богородицы, вспоминали и о древних заговорах.
Как сбудется судьба, пытались узнать через гадания. Без этого не обходились святочные вечера. Особенно увлекались ими девушки. Гаданиям верили и не верили. но никто не отказывался, хотя бы в шутку, испытать судьбу.
Девушки гадали на «суженого-ряженого». С помощью башмачка или валенка пытались узнать, в какую сторону отдадут замуж — туда, куда указывал носок обуви.
Чтобы узнать имя жениха, выскакивали из ворот навстречу случайному прохожему или подходили к чужому окну и спрашивали: «Как моего суженого зовут?»
Чтобы выяснить, выйдет ли девушка в этом году замуж, слушали под окнами, какие слова будут упомянуты: «сиди» или «иди».
Плели косу из соломы с вечера, а утром смотрели: если коса по-прежнему заплетена — оставаться в девках.
В избу вносили курицу, сыпали перед нею посчитанное зерно. Если курица склевале четное число зерен — быть паре.
Очень поэтичным было такое гадание: сев в кружок, девушки складывали в блюдо свои колечки, накрывали их платком. Потом пели песню и вынимали наугад кольцо. Содержание песни определяло судьбу его владелицы.
А каковы будут внешность и характер мужа? В темноте забегали на скотный двор и, схватив первую попавшуюся овцу или сняв с насеста курицу, по их окрасу гадали, какого цвета будут у него волосы.
Полено, выхваченное в темноте из поленницы, тоже говорило немало. Полено гладкое — жених пригож и жизнь с ним будет гладкой, полено корявое, сучковатое — жених рябой, а характер у него вздорный.
Лучше всего мог поведать о будущем замужестве петух. Закрыв ему голову платком, девушка несколько раз кружилась с ним, затем, освободив от повязки, опускала на пол, где в разных местах были расставлены блюда с водой, зерном, землей и лежало зеркальце.
Смотрели, куда пойдет петух: к зеркальцу — попадется щеголь, к зерну — муж достанется богатый, водицы напьется — посватается пьяница, а земля сулила могилу до замужества.
Многие из гаданий выполнялись как праздничные развлечения, и шуток было немало.
Бросит девушка валенок за ворота, а ребята только этого и ждут, схватят - и бегом.
Спросит кто-то имя встречного, а он такое отыщет, что не рада услышать...
Но были гадания, которые требовали немалого мужества. К ним обращались накануне Крещения. Считалось, что именно в это время легко встретиться с нечистой силой и с ее помощью узнать судьбу.
Для этого уходили в дальние, глухие места: в баню, к проруби, на кладбище, на росстань (развилку дорог).
Здесь уже было не до шуток, страх сжимал сердце. Гадание походило на колдовство, а потому на время снимали с себя крест, развязывали пояс, распускали волосы, как бы отдаваясь во власть нечистого.
К проруби полагалось идти спиной. Девушки опускали в воду косу. Если конец раздваивался — жди суженого. Зачерпнув воды из проруби, шли домой. Воду ставили в стакане перед зеркалом и зажженной свечой. Пристально, не мигая смотрели в воду. Там должен был показаться образ жениха.
При таких гаданиях нельзя было произнести ни единого звука, а потому подруги, затаившись, жались по углам. Однако редко кто выдерживал напряжение: вздох, смешок — и нет колдовства.
Гадали под все три зимних праздника. Считалось, что срок их исполнения разный: рождественские должны сбыться в начале лета, новогодние — в середине, а крещенские — к концу.
Первый день нового года уже сам по себе мог прояснить будущее. Бытовало мнение: как проведешь первый день, таким будет весь год. В первый день избегали ссор и брани, да и на стол подавали повкуснее и побольше.
В отличие от женщин мужчины не полагались на жребий или помощь нечистой силы. Планируя хозяйственные работы на будущий год, они опирались на многолетние наблюдения за природой.
Смотрели, например, каков день на Спиридона-солнцеворота (12 декабря по старому, 25 — по новому стилю). Если «Спиридон хорош — и год хорош».
Перед Новым годом смотрели на звезды: «Небо звездное — год ягодистый», а «Ягод много — хлеба много».
В новогоднюю ночь вывешивали намоченную и отжатую тряпку. Если она проморозится досуха — год будет урожайным.
Зима хороша морозами: рождественские, Васильевские (или новогодние), крещенские.
Промерзнет почва — к добру, теплая зима — к худу: «Земля не промерзнет, летом соку не даст».
По началу января определяли: «Снег глубок — хлеб хорош» или «В январе — иней, в августе — хлеб».
Перед Крещением собирали снег за околицей. Подмешивали его в корм скоту, чтобы он не был зябким, давали домашней птице, чтобы лучше неслась, да и для людей запасали талой воды, так как она считалась целебной.
В крещенский сочельник пожилые люди не ели до звезды, или до святой воды.
Вернувшись с молебствия со свечами, ставили копотью свечи или мелом кресты над всеми дверями и окнами, «чтобы черт не пролез».
В праздничный день обязательно старались участвовать в крестном ходе к Иордани — заранее приготовленной проруби в реке. Шли на водосвятие с бутылками, горшками, кувшинами.
Примечали, если во время освящения вод метет поземка, то будущий год ожидали урожайным.
Священник под звон колоколов и пение: «Спаси, Господи, люди твоя...» — опускал в реку крест. После этого в течение 12 дней вода считалась чистой, святой, в ней не полагалось полоскать белье, опускать загрязненные предметы.
Грехи же и хворобу крещенская вода смывала хорошо, а потому находились желающие окунуться в холодную воду.
Выскочив из проруби, закутывались в тулуп и бежали в избу на печку, отогреваться в тепле.
Святую воду, принесенную от Иордани, хранили в течение года: верили, что она не портится и способна врачевать недуги.
Эта же вода или свеча, принесенная с крещенского молебствия, по мнению крестьян, могла «укрощать грозные явления природы»: свечу зажигали, чтобы предохранить жилище от молнии, воду выставляли в поле на открытом месте, когда опасались градобития.
Днем Крещения оканчивались святочные празднества, вместе с игрищами и маскарадами уходил в прошлое старый год, начинались дела и заботы нового.
Обычаи, пришедшие из глубины веков, живут с нами по-прежнему. В святые вечера верующие люди посещают храмы, ищущие развлечений устраивают маскарады и гадания, а при смене года все мы «в веселии друг друга поздравляем» за праздничным столом или красочными почтовыми посланиями.
По материалам журнала "Здоровье" 12.1991 г.
Фото автора и М. ВЫЛЕГЖАНИНА