Журнал «Здоровье» 1993 год

УМЕЙТЕ ЛАДИТЬ С БОЛЕЗНЬЮ

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

Г. Я. МАСЛЕННИКОВА, кандидат медицинских наук
Г. Я. МАСЛЕННИКОВА,
кандидат медицинских наук

В №11 журнала «Здоровье» за этот год мы уже говорили о причинах болезни, познакомились с основными правилами, которые надо знать, приступая к лечению ребенка, страдающего бронхиальной астмой. Наконец, получили представление о двух группах противоастматических препаратов.

Сегодня речь пойдет о том, как снять стресс, снизить отрицательные эмоции у больного. Ведь они также могут способствовать возникновению приступа бронхиальной астмы или усиливать уже начавшийся. Есть ряд упражнений, которые помогают ребенку в таких ситуациях расслабиться. Их надо выполнять во время эмоционального напряжения.

И я особо хочу попросить родителей: о том, что должен делать ребенок, вы должны ему рассказывать спокойно и негромко. Предложите ребенку сесть удобно в кресле (на стуле) или лечь на кровать (на пол), положить руки на ноги или вытянуть их вдоль тела, закрыть глаза и опустить подбородок на грудь. Затем напрячь верхнюю часть головы так, как только сможет. Пусть задержится в таком положении, а затем расслабится.

Ребенок должен напрячь мышцы лица, задержаться в этом положении (опять-таки сколько может) и расслабиться. Напрячь (задержаться) и расслабить плечи. Напрячь (задержаться) и расслабить руки и кисти рук. Напрячь (задержаться) и расслабить живот. Напрячь (задержаться) и расслабить ягодицы. Напрячь (задержаться) и расслабить ноги и ступни.

После этого попросите ребенка вспомнить о самом прекрасном месте, в котором он был, и мысленно перенестись туда на несколько мгновений. И снова расслабиться. После этого он может открыть глаза, немного отдохнуть и вернуться к обычным делам.

Другое упражнение на расслабление можно делать перед сном. Попросите ребенка последовательно выполнять все действия. Читайте: «Сконцентрируй свое внимание на ногах. Почувствуй кости внутри своих ног. Мышцы, которые движут эти кости. Напряги свои ноги, вращая стопами. Расслабь стопы. Почувствуй в ногах появление мурашек или онемение и то, как эти ощущения проходят».

Пусть ребенок отметит разницу между состоянием, когда ноги были напряжены и когда они расслаблены. Для этого надо попросить его напрячь мышцы ног, поднять ноги над полом на 3-5 см. Опустить ноги и постараться снять с них напряжение.

Предложите ребенку сжать руки в кулаки. Сильнее, еще сильнее. И... разжать кулаки.

Скажите: «Представь, что ты черепаха. Подними свои плечи к голове так, как будто пытаешься спрятать (опустить) голову в туловище. Почувствуй напряжение мышц вокруг шеи. Сосчитай до пяти, опусти плечи и расслабься».

Уложите ребенка, пусть представит, что он находится в теплой ванне.

Попросите подвигать челюстью назад и вперед, затем расслабить челюсть и язык, делая их мягкими и безвольными.

А теперь пусть очень быстро мысленно «проверит» все свое тело. Начать лучше всего с макушки головы.

Если найдется такой участок, который не полностью расслаблен, надо сделать глубокий вдох и на выдохе представить, что выдыхает воздух через тот участок кожи, где все еще сохраняется какое-либо напряжение или давление.

Научите ребенка дышать медленно и глубоко, представляя тепло и уют, которые обволакивают тело. Вдох и выдох должны быть свободными, а думать следует только о сне.

Для укрепления дыхательных мышц и мышц живота, которые испытывают большое напряжение во время приступов бронхиальной астмы, помогите ребенку освоить навыки брюшного дыхания, что поможет ему контролировать дыхание во время приступов. Для этого ребенку необходимо: прямо сесть в кресле (на стуле) или удобно лечь на кровать (на пол).

Положить обе руки на живот. Медленно вдохнуть через нос. По мере вдыхания ощутить руками, что живот раздувается, как шар. Грудная клетка должна оставаться неподвижной. Сделать медленный выдох через сморщенные и сложенные трубочкой губы. При этом почувствовать, как уменьшается живот. Медленно повторять это упражнение 10 раз или до тех пор, пока не восстановится нормальное дыхание.

И еще несколько советов.

Родители часто пытаются предотвратить приступ астмы у ребенка, ограничивая его активность. Эти ограничения надо заранее обсуждать вместе родителям, ребенку и врачу. Чтобы ваш ребенок рос нормальным и здоровым, воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Основывайте ограничения, которые вы устанавливаете, на том, что действительно произошло с ребенком, а не на том, что может, по вашему мнению, произойти. Не на том, что случилось с другими детьми, больными астмой. Каждый больной ребенок отличается от других и обладает иной устойчивостью к физической нагрузке.

Обсудите ограничения, которые вы считаете необходимыми, с ребенком и попытайтесь прийти к согласию. Если есть разногласия или сомнения, обсудите этот вопрос с врачом, который поможет определить, справедливы ли предлагаемые меры или правила для вашего ребенка.

Прежде чем установить ограничения, присмотритесь к тому, что ребенок уже может делать. Всегда пытайтесь помочь ему продвигаться вперед и делать больше.

Проигрывайте и анализируйте с ребенком те ситуации, которые способны помочь контролировать приступ, если он случайно нарушит установленные ограничения. Это может быть выполнение дыхательных упражнений, питье сока или воды, отдых.

Пусть ребенок делает даже несколько рискованные шаги, находя способы защитить себя от того, что может вызвать хрипящее, свистящее дыхание. Например, если он хочет навестить друга, у которого есть собака, то должен принять лекарство перед визитом и попросить друга перевести собаку в другую комнату.

Устанавливайте ограничения, исходя из возраста ребенка, состояния его здоровья и способности нести ответственность за это состояние.

Старайтесь со временем уменьшать запреты, дайте возможность ребенку быть более самостоятельным. А теперь подведем итоги. Чтобы контролировать приступы астмы дома, надо:

знать ранние симптомы астмы, чтобы своевременно начать лечение;

дать нужное лекарство в нужное время. Если вы его уже дали, а приступ не проходит, не давайте больше.

Если врач назначил еще одно лекарство, которое надо принимать при приступе астмы, дайте его ребенку, согласно назначениям врача;

дайте немного сока или воды;

сохраняйте спокойствие;

пусть ребенок выполняет упражнения на расслабление (можете выполнять их вместе с ним);

следите за сигналами организма ребенка, такими, как поза, дыхательный ритм и цвет кожи лица;

если одному справиться трудно, позовите на помощь кого-либо из членов семьи, друзей или соседей;

пусть ребенок откашливает слизь только до и после приступа, а не во время него.

Не при всех приступах следует обращаться за медицинской помощью. Существует шесть сигналов, которые надо знать. Если налицо хотя бы один из них, вызывайте врача.

  • Хрипы усиливаются, несмотря на то, что ребенку было дано лекарство и прошло время, чтобы оно начало действовать. Это 1-3 часа для теофиллина и лекарств типа катехоламинов и 15 минут для вдыхаемых ингаляционных препаратов.
  • Дыхание учащается, несмотря на то, что лекарство должно было подействовать.
  • У ребенка тяжелое дыхание, грудь и шея втянуты, он сгорбился, напрягает мышцы лица (крылья носа).
  • Ребенку трудно ходить или говорить.
  • Он прекращает играть и не может вновь чем-нибудь заняться.
  • Губы и ногти синие. В этом случае немедленно доставьте ребенка к врачу или в кабинет неотложной помощи.

Фото А. ИЛЬЯХИНСКОГО

По материалам журнала "Здоровье" 12.1993 г.




ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения



 


 


 



По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.