Подруга

    Здоровье

Здоровье

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ

ПОСЛЕ МОЗГОВОГО ИНСУЛЬТА

ТЕРПЕНИЕ И ВРЕМЯ!

Л. Г СТОЛЯРОВА, профессор,
А. С. КАДЫКОВ, кандидат медицинских наук

Нарушение мозгового кровообращения — инсульт является одним из наиболее распространенных заболеваний людей среднего и пожилого возраста. Различают два основных вида сосудистых поражений мозга: кровоизлияния и ишемические инсульты (инфаркты мозга).

Кровоизлияния обычно возникают в результате разрыва мозгового сосуда, обусловленного резким повышением артериального давления.

Причиной ишемического инсульта, напротив, является недостаточный приток крови к тем или иным участкам мозга из-за сужения или полной закупорки питающего их сосуда.

Состояние больного, прогноз заболевания во многом определяются тем, какие отделы мозга пострадали.

Как известно, определенные участки мозга «заведуют» определенными функциями нашего организма. В области передних центральных извилин расположены, например, центры управления движениями: в правом полушарии — движениями левой руки и ноги; в левом полушарии — правой руки и ноги.

Если в этих областях мозга нарушается кровообращение, возникает или парез — ограничение объема движений соответствующих конечностей, или паралич — полное отсутствие движений.

В нижнелобной области левого полушария находится центр речи, а в височной области этого полушария — центр понимания речи. Если инсульт произошел в нижнелобной области левого полушария, развивается так называемая моторная афазия больной или не может сказать ни слова, или произносит лишь отдельные слова и простые фразы, часто искажая их до неузнаваемости.

При поражении левой височной области может развиться сенсорная афазия: на первый план выступают нарушения понимания речи окружающих.

Мозговой инсульт нередко сопровождается нарушением движений, снижением чувствительности, памяти, зрения и т. д. Иногда эти расстройства быстро проходят, спустя несколько месяцев и даже недель человек выздоравливает и может приступить к прежней работе.

В других случаях восстановление нарушенных функций затягивается. Нередко же, несмотря на упорное и длительное лечение, они не восстанавливаются, и больной теряет трудоспособность. Чем же это объясняется?

Расстройство мозгового кровообращения приводит к образованию в мозге патологического очага. Если произошло небольшое кровоизлияние и излившаяся кровь быстро рассасывается, клетки не успевают погибнуть и мозговая ткань начинает функционировать.

При более обширном поражении ядро очага составляют погибшие нервные клетки. А клетки вблизи от него находятся в состоянии пониженной активности или полного торможения. Своевременно принятые лечебные меры могут вернуть им активность.

После мозгового инсульта
Фото 1

Поэтому прежде всего надо придать больному правильное положение, начать заниматься с ним лечебной гимнастикой. Физическая тренировка стимулирует способность нервных клеток «переучиваться» и в определенной степени брать на себя обязанности погибших, компенсировать их бездействие.

Кроме того, больному назначают лекарства, которые активизируют временно нарушенную передачу импульсов с одних нервных клеток на другие, устраняя тем самым это препятствие для нормальной работы тех или иных областей мозга.

Основное правило физической тренировки — постепенное нарастание нагрузок. На первой-второй неделе, если нет противопоказаний, врач рекомендует делать больному массаж: легкие поглаживания мышц при повышенном их тонусе и несильное растирание, неглубокое разминание в среднем темпе при пониженном тонусе мышц.

Повышенный мышечный тонус можно снизить, накладывая на парализованную руку или ногу резиновый пузырь или целлофановый мешочек со льдом. Процедуры повторяют ежедневно или через день в течение месяца.

Тем, кто плохо переносит лечение холодом, склонен к сосудистым спазмам, назначают тепловые процедуры — парафиновые или озокеритовые укутывания (аппликации).

В последнее время в арсенал средств реабилитации больных с последствиями мозгового инсульта входит электростимуляция мышц с помощью специальных аппаратов. Но главный и наиболее эффективный метод восстановления двигательной функции — лечебная гимнастика.

Занятия по восстановлению речи с разрешения врача также начинают в первую-вторую неделю, когда больной сможет перенести без вреда для себя дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку.

Надо быть готовым к тому, что и лечебная гимнастика и занятия по восстановлению речи будут проводиться длительно и обязательно систематически. Чтобы не потерять приобретенные навыки, их не надо прекращать даже в поздние сроки, когда восстановительный процесс в основном закончится.

Одновременно с восстановительным лечением больному следует аккуратно принимать медикаменты, назначенные ему по поводу гипертонической болезни, атеросклероза.

Успех восстановления, несомненно, определяется и настроем больного. Оптимизм, стремление достичь поставленной цели, разносторонность интересов, активное отношение к жизни помогают победить болезнь, а значит, приносить пользу обществу даже при наличии некоторых двигательных и речевых дефектов.

УХОД

Т. В. ИВАНЮК, старшая медсестра
восстановительного отделения Института неврологии АМН СССР

После мозгового инсульта
Фото 2

Правильный уход за больным облегчает его состояние и способствует выздоровлению. В первые дни после инсульта, если больного решено оставить дома, через 1,5-2 часа следует поворачивать его в постели — со спины на здоровый бок, и наоборот. Неплохо это делать и ночью, однако только в том случае, если больной не спит. Будить его не стоит.

Чтобы предупредить образование пролежней, протирайте кожу больного камфарным спиртом, одеколоном, водкой, разведенной пополам водой.

Слегка смочите небольшую тряпочку (из мягкого махрового полотенца) и по мере того, как переворачиваете больного, протирайте тело, обратив особое внимание на крестец, пятки, локти, колени. Эти места обрабатывайте тщательнее. Складки кожи, где возникает опрелость, припудривайте тальком, детской присыпкой, крахмалом.

Если на коже появились темные пятна — признак начинающихся пролежней, — следует устранить давление на поврежденную кожу, подложить под это место резиновый круг или сложенную в валик простыню.

Случается, что пролежни образуются на здоровом боку; тогда можно поворачивать человека и на больной бок, чтобы дать отдых травмированной коже, в таком положении нельзя оставлять больного более чем на два часа.

Ежедневно по утрам промывайте ему глаза крепким чаем, не забывайте мыть руки, лицо, уши, а зубы протирайте кусочком смоченной в воде марли, навернутой на ваш палец, конечно, предварительно тщательно вымытый.

Женщин утром и вечером необходимо подмывать слабым раствором марганцовокислого калия или теплой кипяченой водой.

На простыню положите полуметровую клеенку, хорошо подогнув ее края под матрац, а на нее положите пеленку.

Если нет мочеприемника или подкладного судна, можно воспользоваться плоским тазиком с гладкими краями.

Мочеприемник, судно, тазик следует после употребления мыть водой с мылом или раствором хлорамина и, прикрыв клеенкой, оставлять на табуретке или скамейке.

Чтобы сменить постельное белье, подвиньте больного на край постели, скатайте грязную простыню по длине в виде валика, на освободившемся месте расправьте чистую и переложите больного. Тогда уже нетрудно снять грязную простыню и расправить как следует чистую. Края ее загните под матрац, натяните, чтобы не было складок.

Если больному разрешено садиться, сначала скатайте головную часть простыни, затем, уложив больного, ее нижнюю часть.

Следите, чтобы на нательном белье не было рубцов, заплаток, складок. Снимают его вначале со здоровой руки (ноги), а затем с больной, надевают в обратном порядке.

Мыть больного удобнее так: подложите под его руку или ногу клеенку. Мягкой тканью, обильно смоченной в мыльной воде, оботрите эту часть тела. Хорошо вытрите мягким (не новым) вафельным полотенцем. Вытирая, слегка массируйте кожу. Таким же образом моют грудь, спину.

Как только больной сможет ходить с посторонней помощью, мойте его в ванне. В ванной комнате следует сделать поручень, за который больной мог бы держаться здоровой рукой. Усадите его в ванне на скамеечку, налейте воду примерно до половины голеней и мойте гибким душем.

ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Г. Р. ТКАЧЕВА, кандидат медицинских наук

После мозгового инсульта

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕМ

На третий — восьмой день после мозгового инсульта (когда именно — скажет врач) больного следует укладывать днем в постели непременно в правильном положении. Это способствует восстановлению функций, предупреждает развитие контрактур — ограничения подвижности в суставах.

Лечение положением рекомендуется в течение всего постельного режима. Но во время еды, лечебной гимнастики и массажа, послеобеденного отдыха и ночного сна нет необходимости в какой-то особой позе.

Поворачивайте больного со спины на бок и обратно (это делают через каждые 1,5-2 часа); у его постели со стороны парализованной руки поставьте табуретку (или стул), на нее положите большую подушку.

В положении больного на спине подведите угол подушки под плечевой сустав. На кисть парализованной руки с разведенными и выпрямленными пальцами наложите с ладонной поверхности лангетку и прибинтуйте к кисти и предплечью.

Выпрямив парализованную руку в локте, поверните ее ладонью вверх и отведите в сторону под прямым углом. Плечевой сустав и вся рука должны лежать на подушке на одном уровне. Между рукой и грудной клеткой положите валик из марли и ваты. Рука лучше удерживается в приданном ей положении, если на нее положить полукилограммовый мешочек с песком.

Парализованную ногу согните в коленном суставе на 15-20 градусов и подложите под него валик. Стопу, чтобы она не отвисала, согните под прямым углом и удерживайте в таком функционально выгодном положении при помощи деревянного ящика (футляра для ноги). В одну из его стенок больной упирается подошвой. Для более надежной фиксации можно привязать футляр к спинке кровати.

Как видите, в положении больного на спине парализованную руку и ногу надо держать разогнутыми (фото 1).

Когда больного перекладывают на здоровый бок, парализованную руку следует согнуть в плечевом и локтевом суставах и подложить под нее подушку; ногу надо также положить на подушку, согнуть в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах (фото 2).

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Примерно через одну-две недели после инсульта, когда больной еще не в состоянии сам двигать рукой и ногой, а движения ему тем не менее необходимы, врач рекомендует делать пассивную гимнастику (с посторонней помощью).

Нервные импульсы, возникающие при пассивных движениях, стимулируют появление активных движений.

Пассивную гимнастику проводят так: ухаживающий за больным одной рукой фиксирует парализованную руку (ногу) над суставом, а другой производит движение.

На рисунках 1, 2, 3 показано, как держат руку при пассивных движениях соответственно в локтевом, лучезапястном суставах и ногу при пассивных движениях в коленном суставе (в основном сгибания и разгибания).

На руке суставы лучше разрабатывать в такой последовательности: плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы пальцев; на ноге — тазобедренный, коленный, голеностопный, суставы пальцев. Пассивные движения совершайте медленно, плавно, в полном объеме.

Вначале выполняйте по 5 движений в каждом суставе, за неделю постепенно доведите количество повторений до 10. Полезно прокатывать ладони и стопы больного на скалке (рисунок 4).

После мозгового инсульта

Делать пассивную гимнастику рекомендуется утром и днем по окончании послеобеденного отдыха; сначала тренируйте здоровую руку и ногу, а вслед за тем парализованные.

Следите, чтобы больной во время занятий правильно дышал, вдыхал через нос и медленно, не задерживая, выдыхал через чуть приоткрытые губы, произнося звук «ж-ж-ж». Удлиненный выдох способствует расслаблению мышц.

Не лишне напомнить больному, чтобы он во время пассивных движений по возможности лучше расслаблял мышцы.

АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Активные движения обычно начинают на второй — третьей неделе после инсульта. Лежа на спине или здоровом боку, больной два раза в день по 10-30 минут совершает сгибание разгибание, отведение, приведение, вращение руки и ноги.

Движения делать легче, если руку (рисунок 5) или ногу (рисунок 6) подвесить на полотенце, которое держит помогающий больному человек. Во время занятий следует сделать два — четыре перерыва по 2-4 минуты.

После мозгового инсульта

Если у больного появились движения в пальцах руки, улучшению функции кисти способствует складывание кубиков, пирамидок, лепка из пластилина, застегивание и расстегивание пуговиц (рисунок 7), завязывание и развязывание тесемок.

Мышечную силу наращивают упражнения с сопротивлением. Сорок сантиметров широкой резинки сшейте в виде кольца и наденьте больному на здоровую и больную ноги или руки.

Передвигая кольцо, можно последовательно тренировать мышечные группы: разводить и сводить ноги (рисунок 8), попеременно их поднимать.

Упираясь локтями в кровать, больной поднимает кисти вверх; кольцо набрасывается на обе кисти перед большим пальцем, и больной разгибает кисти в лучезапястном суставе, перекрестно сгибает кисти (рисунок 9).

Если общее состояние удовлетворительное и нет осложнений, надо как можно раньше начать упражнения, которые помогут больному восстановить навыки ходьбы.

Больной лежит на спине, помогающий ему человек обхватывает руками его щиколотки, попеременно сгибает и разгибает ноги, при этом стопы скользят по кровати (рисунок 10).

Со временем подобные движения больной сможет выполнять без посторонней помощи.

Как только врач разрешит больному садиться в постели, помогайте ему это делать. Больную руку подвесьте на косынке, под спину для опоры подложите подушку, ноги спустите с кровати. Больную ногу поместите в футляр. Здоровую ногу время от времени пусть он кладет на больную (рисунок 11).

ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ

Тем, кто научился «ходить» в положении лежа, вначале разрешают вставать с кровати на 1-2 минуты, держась обеими руками за ее спинку или спинку стула. Через несколько дней после того, как больной сможет уверенно стоять на двух ногах, пора попробовать стоять по 2-3 минуты то на здоровой, то на больной ноге.

Через пять-шесть дней, все еще придерживаясь руками за кровать или стул, следует начинать ходьбу на месте. Главное при этом — помнить о необходимости равномерно распределять вес тела на обе ноги.

Когда больной научится шагать на месте, вначале раз, а потом несколько раз в день он может попробовать ходить, при этом его обязательно надо поддерживать за кожаный пояс (рисунок 12).

Когда больной начинает ходить сам, первое время ему обычно требуется костыль. Надо выбрать костыль соответственно росту, чтобы плечевой сустав парализованной руки не поднимался выше здорового.

Важно научиться правильно ставить стопы. Этому поможет ходьба по дорожке со следами стоп. Ее нетрудно сделать самим, к примеру, на куске обоев.

Пройдите по обоям в ботинках, подошвы которых натерты, скажем, мелом. Следы обведите, и дорожка готова. Ступая по ней, больной должен стараться попасть в обведенный след.

Чтобы парализованная нога не цеплялась за пол, ее надо тренировать. На дорожку перед следами со стороны больной ноги можно поставить дощечки пятисантиметровой высоты. Задача больного — ходить, стараясь их не сбить.

Со временем высоту дощечек доводят до 15 сантиметров (рисунок 13). Предотвращают отвисание стопы и ботинки со шнурками, хорошо фиксирующие голеностопный сустав.

Рисунки П. БЕНДЕЛЯ

КОРМЛЕНИЕ

Ю. Д. ЩУКИН, врач

Родственникам разрешается кормить больного, если у него не нарушены сознание и глотание. В противном случае его должны кормить медработники с помощью зонда.

В первые сутки можно давать фруктовые, ягодные или овощные соки, некрепкий чай (всего в течение суток 1,5-2 литра жидкости). При этом учитывается желание больного. Когда он отказывается от питья, не настаивайте.

Поить удобнее из специального поильника, одной рукой предварительно приподняв голову больного вместе с подушкой.

Со второго дня диета расширяется. Рекомендуются легко усваиваемые супы-пюре, паровые мясные и рыбные блюда, протертые каши, кисели, желе, белковый омлет, молоко, кефир, простокваша, нежирная сметана, протертый творог.

Для предотвращения запоров целесообразно включать в меню морковный сок и пюре из вареных моркови и свеклы, а также чернослив, курагу, кефир, простоквашу, ряженку.

Кормите больного три раза в день в привычные для него часы.

Когда он сможет вставать, начнет ходить, врач обычно переводит его на диету, рекомендуемую страдающим атеросклерозом, гипертонической болезнью.

В ежедневном меню должны быть овощные, молочные, фруктовые супы, нежирные сорта мяса и рыбы, блюда и гарниры из овощей с растительным маслом, нежирные молочные продукты, фрукты, ягоды и соки из них, а также овощные соки.

Если врач назначает витамины С и группы В, поливитамины, не забывайте давать их больному регулярно.

При гипертонической болезни желательно включать в рацион продукты, содержащие достаточное количество солей калия (курага, изюм, инжир, капуста, картофель, особенно печеный) и магния (гречневая и овсяная крупа).

Всем больным необходимо ограничить в рационе поваренную соль, сахар, варенье, конфеты, кондитерские изделия, жирные сорта мяса, рыбы, сало, острые закуски, маринады, копчености.

Не рекомендуется не только крепкий кофе, но и чай. И, конечно, ни капли алкогольных напитков!

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ

М. Р. ЛУБЕНСКАЯ, логопед

В первые дни и недели после инсульта практически у всех больных наблюдается угнетение речевой функции. Однако это не значит, что они не понимают речь окружающих.

Поэтому, в каком бы положении ни находился больной, не следует при нем говорить о его состоянии или о чем-либо другом, что может взволновать, огорчить его.

Не фиксируйте внимание на его ошибках. Лучше успокоить больного, сказав, например, что в его положении нет ничего исключительно тяжелого, что при инсульте многие теряют речь и она со временем восстанавливается.

Абсолютно недопустимы высказывания такого рода: «Он ничего не понимает» или «Он говорит какую-то ерунду».

Задача окружающих — прежде всего попытаться растормозить сохранившуюся у больного речь. Для этого необходимо правильное речевое общение. Оно ускоряет процесс восстановления речи, предупреждает нежелательные осложнения.

Не принуждайте больного делать то, что у него пока не получается. Этим вы можете замедлить процесс восстановления речи. Говорите с ним спокойным, ласковым голосом. Он должен чувствовать участие, а не жалость.

Прежде всего очень важно добиться, чтобы больной понимал речь. Используйте любую возможность помочь ему. Ухаживая за больным, обязательно разговаривайте с ним. Держа, например, в руке стакан, спросите, дать ли ему попить, а поправляя постель — взбить ли подушку.

Все свои действия сопровождайте замечаниями, вопросами, а затем и просьбой подать или взять тот или иной предмет.

Не забывайте, что перед вами не ребенок и не глухонемой, а человек, имеющий большой речевой опыт, который не пропадает бесследно. И только опираясь на оставшиеся потенциальные речевые возможности, удается добиться максимального успеха.

Примерно через две недели после начала заболевания становится возможным определить форму нарушения речи (афазии) и выбрать метод ее восстановления.

При моторной афазии больной понимает обиходную речь, может выполнить несложные пожелания окружающих, показать, например, по их просьбе называемые предметы. В ответ на вопрос он чаще всего кивает головой и жестом показывает, что ничего сказать не может. Либо же он говорит, но с трудом, или произносит отдельные слова, обычно существительные.

У страдающих сенсорной афазией нарушено понимание обращенной к ним речи. Они ошибаются при показе окружающих предметов. А говорят между тем свободно, много, но чаще всего это набор звуков и осколки слов, и понять их невозможно. В словесном потоке встречаются и внятно звучащие слова (междометия, наречия, глаголы) и даже отдельные фразы.

Занятия со страдающим моторной афазией включают использование так называемых автоматизированных речевых рядов: счет, перечисление дней недели, договаривание стереотипных предложений, знакомых стихов.

Беседуя с больным, повторяйте слова, противоположные по смыслу: «Снег белый, а уголь... черный», «Летом жарко, а зимой...».

Начните слово и дайте возможность больному его закончить: хо(лодно).

Вспомните общеизвестные пословицы, поговорки: «Тише едешь, дальше бу(дешь)», «Семь бед, один...(ответ)».

Дайте больному возможность закончить начатую вами фразу, в которой он должен найти одно искомое слово. «Сегодня очень хорошая...(погода). Ярко светит... (солнце). Повсюду лежит белый пушистый...(снег)», «У нас на завтрак рисовая...(каша) и сладкий горячий...(чай)».

Первое время больному приходится подсказывать начало искомого слова, затем он договаривает слова и фразы самостоятельно.

Если такие упражнения не помогают, запойте вполголоса любимую песню больного, потом попросите его петь вместе с вами. Больной потихоньку подхватывает мелодию и вдруг довольно внятно произносит какое-нибудь слово, чаще всего рифмованное. Это значит, что назавтра или через день он начнет произносить и другие слова песни.

Если вы в течение одной-двух недель многократно пропоете с больным несколько знакомых песен и совместное пение не будет для него затруднительным, можно снова попробовать перейти к договариванию предложений.

Постарайтесь, чтобы в процессе повседневного общения больной вспомнил существительные, глаголы и другие части речи, сначала в отдельных предложениях, затем в простых беседах.

Так, готовясь к умыванию, вы говорите: «Где тут у нас туалетное...(мыло), чтобы руки...(мыть)? А вот зубная...(щетка), которой мы зубы...(чистим). Теперь нам нужно махровое...(полотенце). Вот оно. Полотенцем мы лицо...(вытираем)». За обедом можно, к примеру, сказать: «У меня в руках острый...(нож). Я ножом хлеб...(режу)» и т. п.

Если же больной сам произносит слова, например, «чашка», или «книга», порадуйтесь его успеху и напомните ему действия, связанные с этими предметами. «Из чашки мы чай... (пьем)», «Я с удовольствием эту книгу... (читаю)».

Не надо обучать больных правилам грамматики. Опираясь на «чувство языка», предлагайте ему слово в разных формах. «Карандаш лежит под сто...(лом). Я подошел к сто...(лу). Чашка стоит на сто...(ле)» и т. п.

Беседуя с больным, учитывайте его интересы, увлечения, каждодневные дела. С мужчиной, если он рыболов, можно поговорить о рыбной ловле, если он болельщик — о спорте; с женщинами — о кулинарии, косметике, стирке, помогая при необходимости жестами.

Например: «Нам нужно выстирать вот этот байковый... (халат). Наливаем в таз горячую...(воду), сыплем в нее стиральный...(порошок). Сначала мы халат тщательно...(выстираем), затем в чистой воде...(прополощем), крепко-накрепко...(отжимаем) и вешаем на веревку...(сушить)».

Со временем вы сможете спрашивать больного, чем он занят в данный момент, вспоминать какие-либо события, обсуждать планы на завтра. Постепенно нужно усложнять диалог.

При сенсорной афазии основная задача — восстановление понимания речи. Пусть больной по вашей просьбе подает различные предметы, вещи, которые вы предварительно положили рядом с ним на тумбочку.

Иногда приходится объяснять, что вы намерены делать с тем или иным предметом. Например: «Я хочу почитать. Дай мне, пожалуйста, книгу» или «Нужно очистить яблоко. Подай мне его».

Не заставляйте больного, страдающего сенсорной афазией, повторять за вами слова и называть предметы, так как ему нередко легче произнести слово самому, чем повторить его, легче употребить слово в предложении, чем назвать предмет.

С таким больным тоже необходимы беседы на разные темы. Они максимально выявляют его возможности. Включившись в разговор, он может правильно использовать и произносить слова.

В том случае, если речевой поток больного трудно удержать, старайтесь переключить его внимание, предложите складывать фигуры из спичек, рисовать, шить.

Заготовьте картинки с изображением трех — пяти предметов и отдельно подписи к ним; пусть больной сам определит, каким картинкам соответствуют те или иные подписи.

Для таких упражнений вначале лучше подбирать слова, различные по длине и звучанию: дом, самолет, цветок. Нередко в процессе занятий больные правильно произносят слова.

Полезно записать и прочитать вместе с больным фразу, только что сказанную. Таким путем у ряда пациентов восстанавливаются навыки чтения. Когда же они начинают читать вслух, это, в свою очередь, помогает восстановлению речи.

Некоторым больным вначале следует произнести слова по слогам: ма(ма)-ши(ши)-на(на) и, наконец, — машина.

У страдающих сенсорной афазией в известных пределах сохранены навыки письма, но записывает больной, как правило, только то, что сам произносит. Предложите ему складывать слова из разрезной азбуки. Можно также сделать схематические рисунки и подписи к ним из слов, близких по звучанию.

Постепенно в процессе тренировки больной начинает различать похожие по звучанию слова дом—том, дочка—точка, кора—гора, баба—папа; начинает вслушиваться в звучание произносимых им слов, исправлять свои ошибки.

Как видите, способы восстановления речи разнообразны. Попробуйте те, что мы предложили, но не навязывайте их больному, учитывайте его возможности.

Не утомляйте, не упрекайте больного в лености, ибо мы и представить себе не можем, какие трудности он испытывает, отвечая на простейшие вопросы. Если больной закрывает глаза, значит, он устал, дайте ему отдохнуть. Беседовать с ним лучше несколько раз в день минут по десять.

Вы должны вооружиться терпением, верить в то, что речь обязательно восстановится, и поддерживать эту веру в больном

По материалам журнала "Здоровье" 08.1981 г.

На приеме больной, перенесший мозговой инсульт

На приеме больной, перенесший мозговой инсульт

А. С. КАДЫКОВ, кандидат медицинских наук

КАНДИДАТ МЕДИЦИНСКИХ НАУК АЛЬБЕРТ СЕРАФИМОВИЧ КАДЫКОВ - ВРАЧ-НЕВРОПАТОЛОГ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ СВОЕЙ НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОН ПОСВЯТИЛ ПРОБЛЕМАМ РЕАБИЛИТАЦИИ (ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМУ ЛЕЧЕНИЮ) БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ МОЗГОВОМ ИНСУЛЬТ.

НА ПРИЕМЕ У А. С. КАДЫКОВА МУЖЧИНА 55 ЛЕТ. ОН ПРИХРАМЫВАЕТ НА ПРАВУЮ НОГУ И ОПИРАЕТСЯ НА ПАЛКУ, ДЕРЖА ЕЕ В ЛЕВОЙ РУКЕ, ПРАВАЯ РУКА СОГНУТА В ЛОКТЕ И ПРИЖАТА К ТУЛОВИЩУ.

ВМЕСТЕ С БОЛЬНЫМ ПРИШЛА ЖЕНА: ОНА ПОМОГАЕТ МУЖУ ВЕСТИ БЕСЕДУ С ВРАЧОМ ТАК КАК РЕЧЬ БОЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНА, ОН ГОВОРИТ КОРОТКИМИ ФРАЗАМИ И НЕ ВПОЛНЕ ВНЯТНО. Подробнее >>>

ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения


  •  


 


 


 



По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.