Подруга

    Здоровье

Здоровье

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ

Дошкольник и его печали...

Г. В. КОЗЛОВСКАЯ, руководитель отдела профилактической
психиатрии детского возраста ВНЦПЗ АМН СССР,
А. В. ГОРЮНОВА, старший научный сотрудник отдела

См. Еще раз о печалях дошкольника «Здоровье» - № 07 за 1990 год > > >

Дети уже в дошкольном возрасте знают и щемящую тоску, и чувство унижения, и боль несправедливости, и жгучую ревность.

В преддверии третьего тысячелетия быть ребенком стало гораздо сложнее, чем 50, 30 и даже 10 лет назад.

Представьте себе, какую нагрузку для неокрепшей нервной системы создает один только поток информации, обрушивающийся на детей буквально с пеленок! Телевизор, магнитофон, радио, обилие всяческой техники вокруг, раннее обучение, компьютеризация школы, компьютерные игры, наконец, просто грохот современной городской улицы...

И эти, и любые иные перегрузки нашего стремительного века ребенок испытывает не только сам по себе, но и как бы вторым, отраженным ударом — через взрослых.

Подобно чуткому сейсмическому прибору воспринимает он малейшие колебания психологической атмосферы взрослого мира. Воспринимает и воспроизводит. А как часто мы, взрослые, напряжены, нервны, раздражительны!

Долгие годы врачи регистрировали зависимость здоровья ребенка от грамотности матери и жилищных условий, теперь же главным фактором, определяющим его физическое и психическое благополучие, становятся внутрисемейные отношения: чем они мягче, спокойнее, тем лучше для ребенка. А климат семьи явно похолодал...

Старые семейные традиции рушатся, новые возникают с трудом. И если можно радоваться тому, что авторитарные методы воспитания уступают место демократическим, то нельзя не видеть и того, что демократизацию семейных отношений многие понимают не как взаимное уважение, а как право каждого поступать только в своих интересах.

Это делает семью конфликтной, неустойчивой, а от ее неустойчивости больше всех страдает самый слабый — ребенок.

Во всей системе семейных взаимоотношений главным для ребенка всегда были и всегда останутся взаимоотношения с матерью. Это относится ко всем возрастам, но особенно остро необходимо присутствие матери малышу первых лет жизни.

Через нее он познает мир, формирует свое отношение ко всему, что его окружает, рядом с ней испытывает чувство защищенности, безопасности, психологического комфорта.

Очень хорошо, что матери предоставлена возможность до трех лет быть дома с ребенком. Но для иных детей и этого мало!

Период приспособления к яслям, к детскому саду и тем более к пребыванию в круглосуточной группе, называемый научным словом — адаптация, есть по существу состояние многодневного стресса, подавленности, тоски.

Самым сильным потрясением, особенно в раннем возрасте, становится внезапный, резкий отрыв от матери. Но все ли родители готовят ребенка к этому перелому в его жизни?

...Полуторагодовалый Миша почти месяц пробыл в больнице без мамы. Когда его привезли домой, он как будто и не обрадовался: не подошел к своим игрушкам, не захотел ложиться в свою кроватку, не отвечал на вопросы и неподвижно, точно в оцепенении, сидел на диване.

Неподвижность его была так необычна, что родители даже испугались. А ведь это была реакция на разлуку с мамой. Без нее он все это время был как бы отключен от источника эмоционального питания, испытывал страх и неуверенность. Да еще в больничной обстановке, да еще при необходимости переносить болезненные процедуры!

Мама в больнице — это не только лучшая няня, но и лучший психотерапевт. Потому и хотелось бы, чтобы матерей охотнее допускали в больничные палаты, исходя не только из возраста и тяжести общего состояния ребенка, но и из его психологических особенностей — ведь то, с чем легко смиряется один, может быть мучительным для другого...

Однако и живя дома, под одной крышей с мамой, современный ребенок нередко существует как бы на расстоянии от нее, страдает от дефицита общения. Они мало времени проводят вместе, в непосредственной близости, его мало ласкают, мало играют и разговаривают с ним.

Мама и папа вечно заняты, братьев и сестер чаще всего нет, бабушки и дедушки живут отдельно. И со своими проблемами — а они у него тоже есть! — малыш остается один на один.

Это явление, получившее название духовного сиротства, не напрасно тревожит педагогов и врачей. Мы еще не вполне представляем себе всю меру потерь, которые оно несет ребенку, но можно утверждать, что именно в духовном сиротстве, в обеднении эмоциональных контактов с родителями одна из причин участившихся детских депрессий.

Особую тревогу вызывают дети, растущие в неполных, распадающихся семьях, в семьях, где существует алкоголизм, где грубость, конфликтность становятся нормой жизни.

Но взгляните на ребенка из благополучной семьи. Как торопливо и нервно мама собирает его утром в детский сад! Какой у нее отрешенный вид, когда она после работы ведет - тащит его домой.

Поглощенная своими заботами, она не слышит, не слушает, что он ей рассказывает: нетерпеливо дергает его за руку, не замечая, что ему так хочется полюбоваться едущей навстречу поливальной машиной или рассмотреть переползающую тротуар букашку.

Не будем обвинять озабоченную, уставшую маму, но посоветуем: пусть лучше на полчаса позже будет приготовлен ужин, пусть не состоится сегодня вечером стирка, но побудьте душевно с малышом, войдите в его мир, разделите его радости и огорчения!

Многие родители смотрят на ребенка как на существо, еще не способное к глубоким переживаниям. А ведь дети уже в дошкольные годы знают и щемящую тоску, и чувство унижения, и боль несправедливости, и жгучую ревность.

...Родители в недоумении. Трехлетний Петя, рано приобретший навыки опрятности, вовремя и без хлопот переведенный на общий стол, отлично владеющий речью, вдруг стал просить, чтобы его кормили из бутылки с соской, отказался пользоваться туалетом, перестал говорить, выражая свои желания нечленораздельным лепетом и хныканьем.

Такой регресс возрастных навыков может быть симптомом серьезных психических заболеваний. Но в данном случае он выражал всю степень Петиного отчаяния, был его неосознанной попыткой привлечь к себе внимание.

Незадолго до этого у Пети появилась сестричка. Вначале он интересовался ею, охотно смотрел, как мама кормит и переодевает девочку, пытался чем-то помочь, но ему каждый раз говорили: «Не мешай!», «Пойди в другую комнату, поиграй сам!» И он решил, что мама его разлюбила, что сестричка отняла у него маму.

Надо сказать, что и противоположная ситуация, когда ребенок становится центром неусыпного внимания взрослых, общается только с ними, в ущерб детским занятиям и интересам, тоже чревата для него психическими стрессами.

Ведь стоит ему поступить в детский сад, в школу, как выясняется его неумение общаться со сверстниками. Детский коллектив не терпит неравенства, родительскому баловню не оказывают здесь привычного предпочтения, он страдает от этого, теряется, робеет...

Семилетний Дима, кумир взрослых членов семьи, с пяти лет самостоятельно читал, говорил отточенными фразами, поражал гостей эрудицией.

Когда он поступил в первый класс, родители ждали от учительницы похвал. А услышали, что их сын — очень странный мальчик, угрюмый, нелюдимый и к тому же ленивый.

И действительно, Дима отлынивал от школы, как мог; по утрам его тошнило, болела голова, он бледнел, был, что называется, сам не свой. «Школьный невроз», — определил врач.

Все описанные состояния и множество им подобных можно охарактеризовать как пограничные с болезнью. На первых порах они сравнительно легко поддаются терапевтическому и педагогическому воздействию.

Но исследования, проведенные в последнее время, показали, что истинные нервно-психические заболевания в более старшем возрасте развиваются чаще всего именно у детей, имевших в раннем детстве подобные функциональные нарушения.

Ясно стало также, что ядро будущих психических расстройств может закладываться еще во внутриутробном периоде, в результате заболеваний матери, перенесенных ею нервных стрессов, различных интоксикаций и особенно интоксикации алкоголем.

Отклонения в развитии центральной нервной системы имеют свойство трансформироваться. В первые месяцы жизни они проявляются частыми и обильными срыгиваниями, расстройством сна, мышечным гипертонусом, повышенной чувствительностью к любому дискомфорту — мокрым пеленкам, голоду, громким звукам; позднее становится заметным двигательное беспокойство. резкая неусидчивость, неумение сосредоточиться, а затем могут появиться тики, недержание мочи, заикание, страхи.

Ясно, что чем раньше будет оказана ребенку помощь, тем больше надежды на то, что следующие этапы неврозов и психических расстройств не разовьются и к ответственному периоду поступления в школу он подойдет в хорошем состоянии. Иначе и для него самого (это прежде всего!) и для семьи начнется полоса тревог, тяжелых переживаний и испытаний.

К сожалению, организованной системы медико-психологической помощи дошкольникам в нашей стране пока нет. Первую такую попытку осуществил Всесоюзный научный центр психического здоровья АМН СССР, где уже в течение трех лет работает специальная группа по изучению нервно-психических расстройств и факторов риска их возникновения у дошкольников.

Работаем мы в контакте с детской поликлиникой № 108 Москворецкого района Москвы, руководители которой оценили всю важность и необходимость подобной службы. Наши пациенты — дети начиная с трехмесячного возраста и их родители.

Детям с уже развившимися расстройствами мы оказываем лечебную помощь, мамам и папам помогаем осознать и преодолеть ошибки воспитания, разрабатываем для них специальные программы психотерапевтического и психологического воздействия на ребенка.

Первый опыт показал, насколько необходима такая служба. И хочется надеяться, что идея подобных научно-практических комплексов будет подхвачена и распространена.

См. Еще раз о печалях дошкольника «Здоровье» - № 07 за 1990 год > > >

ОТ РЕДАКЦИИ: Медико-психологическая помощь детям раннего возраста действительно необходима, и нам вместе с авторами статьи хочется надеяться на то, что она будет создана.

А пока московский опыт остается уникальным, мы заручились согласием сотрудников Всесоюзного научного центра психического здоровья АМН СССР давать консультации родителям на страницах журнала.

Уважаемые родители, если вас интересуют особенности психологии ребенка, если вы хотите знать, как реагировать на те или иные изменения его поведения, как создать для него оптимальный психологический климат, пишите нам.

По материалам журнала "Здоровье" 12.1989 г.

ledy

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения


  •  


 


 


 



По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.