Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1989 год
ГИГИЕНА ТРУДА, БЫТА, ПИТАНИЯ. ОТДЫХ. ФИЗКУЛЬТУРА
ЭХО ИСТОРИИ
ДРЕВНИЙ КИТАЙ: ЖИЗНЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ
Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук
Схема канала почки с точками традиционного
иглоукалывания. Период династии Мин (XIV—XVII вв.).
НЕРАЗРЫВНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
Китайская традиционная медицина уходит своими корнями в глубокое прошлое. В течение тысячелетий она впитывала огромный эмпирический опыт народа и развивалась в неразрывной связи с самобытной китайской философией.
Представления древних китайцев об окружающем мире формировались с течением веков и прошли длительный путь от культа природы (земли, гор, солнца, луны и планет) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI века до н. э. другие учения) и наивно-материалистической философии, которая возникла в Китае в середине I тысячелетия до н. э. и получила развитие в трудах китайских философов в эпоху древних империй.
Древние китайские философы полагали что существует единая изначальная материя «тайцзи»; она порождает две противоположные по своим свойствам субстанции — активное (мужское) начало «ян» и пассивное (женское) «инь» («принцип полярности сил»).
В результате их взаимодействия и борьбы возникли «пять первостихий» («у син»): вода, огонь, дерево, металл и земля, из которых и создается все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» («вань у»), включая человека.
Таким образом человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и потому он находится в гармонии с окружающим миром, который познаваем и пребывает в постоянном движении и изменении.
Так пять первостихий с одной стороны, могут порождать (созидать) друг друга (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду), а с другой — угнетают друг друга (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).
Эти стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов ( с элементами диалектики) и составили теоретическую основу традиционной китайской медицины.
Здоровье например, понималось как равновесие обоих начал «инь» и «ян» и пяти первостихий «у син», а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия.
Различные варианты этих нарушений объединялись в две группы синдромов: синдром избытка — «ян» и синдром недостатка — «инь».
Многообразие болезней объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состоянии (гнев радость печаль, размышление, огорчение, боязнь, страх) а также другими естественными причинами.
Задача врачевания заключалась в восстановлении нарушенного равновесия.
В наши дни трудно принять на веру или четко интерпретировать с позиций современной науки учения о «пяти первостихиях» или «полярности сил». Важно другое: великие догадки древних мудрецов о материальности мира и его целостности взаимосвязи всех явлений природы, включая человека позволили им использовать эти наблюдения для лечения болезней и сохранения здоровья, ибо уже тогда задачи медицины виделись в том, «чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».
Полая бронзовая фигура человека с
каналами для освоения практических
навыков в иглоукалывании. XIV
век.
Рига. Музей истории медицины
имени П. Я. Страдыня
«ПУЛЬС — ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ СТА ЧАСТЕЙ ТЕЛА»
Одно из величайших достижений философской и естественнонаучной мысли древнего Китая — представление о круговом движении крови.
О нем говорится уже в самом древнем из дошедших до нас медицинском сочинении Китая — трактате «Нэй цзин» («Трактат о Внутреннем») записанном в III веке до н.э.: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В них нет начала и нет конца...
Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью»: «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам...
Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс — это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа...».
Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам путем длительных наблюдений.
Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали 28 видов пульса.
Основными из них считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.
Эмпирически врачи пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеет свое выражение на периферии, то есть по изменению пульса в нескольких точках можно определить, какой болезнью страдает человек.
Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачей и со временем превратился в стройное учение о пульсе.
Наиболее полно оно изложено в 10-томном «Трактате о пульсе» («Мо цзин») известного китайского врачевателя III века н.э. Ван Шухэ, одного из отпрысков династии Чжоу.
За пределами Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В средние века оно проникло в Индию, государства Средней Азии, арабоязычные страны Ближнего и Среднего Востока.
В знаменитом «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока Абу Али ибн Сины (980-1037 годы) теоретическое обоснование исследования пульса во многом сходно с положениями традиционной китайской медицины.
ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ — ЖЕМЧУЖИНА КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Согласно преданию, метод чжэнь-цзю («чжэнь» — иглоукалывание или акупунктура: «цзю» — прижигание) зародился в глубокой древности, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.
Например: сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл в определенных точках у основания первого и второго пальцев излечивает от бессонницы.
Таким образом на основе длительных наблюдений врачеватели древнего Китая пришли к наивному на первый взгляд выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов.
Процедура прижигания (с китайской гравюры)
Достоверные сведения об успешном применении чжзнь-цзю содержатся в хрониках династии Хань (III век до н. э — III век н. э.), которые повествуют о чудесных исцелениях легендарного врачевателя Бянь Цюэ (жившего в XI веке до н. э) и его учеников искусно применявших иглотерапию и прижигание (самое раннее упоминание о применении чжэнь-цзю), массаж и местные лекарственные средства.
Первое подробное изложение теории и практики чжэнь-цзю приведено в уже упоминавшемся трактате «Нэй цзин».
Современныё китайские иглы: шесть нитевидных
для погружения в ткани и одна трехгранная для
пункции вен.
Из коллекции автора.
Первый специальный трактат по иглоукалыванию «Чжзнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию») был составлен в 265 году знаменитым врачом Хуанфу Ми.
Этот труд был известен за пределами Китая уже в V веке и вплоть до XI века оставался главным источником знаний в этой области.
Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало «ян».
Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины нержавеющей стали.
Метод иглотерапии издавна применялся в сочетании с массажем и прижиганием, то есть тепловым воздействием на «жизненные точки».
Лечебный эффект достигался приложением тлеющих сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто для этого использовали растение мокса (полынь обыкновенная).
При этом считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась мокса, собранная три года назад.
Искусство чжэнь-цзю передавалось в древнем Китае от учителя к ученику.
Теория пульса. Иллюстрация из книги «Мо цзин».
Первое государственное заведение, где обучали традиционной медицине — Императорская медицинская школа, — основано в средние века. В ней было 20 учеников, один преподаватель, его помощник и 10 инструкторов. При школе работало 20 мастеров, изготавливавших иглы.
Важное значение для преподавания имело создание двух первых бронзовых фигур, которые были отлиты в полный человеческий рост под руководством врача Ван Взйи в 1027 году.
На поверхности фигур были обозначены все точки и их названия. Каждой точке соответствовал глубокий канал для введения иглы.
Снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась водой. Если ученик вводил иглу правильно, на поверхности появлялась вода. Копирование фигур началось в XIII веке.
В середине I тысячелетия н. э. метод чжэнь-цзю вышел за пределы Китая и стал распространяться в различных государствах Азии. В XIII-XVII веках он проник в Европу, а затем и в Америку.
В России первое сообщение о методе чжэнь-цзю сделал профессор Петербургской медико-хирургической академии П. А. Чаруковский, который в 1828 году опубликовал статью об иглоукалывании в «Военно-медицинском журнале».
Изучение и практическое применение иглоукалывания и прижигания в СССР началось в 1956 году после командировки в Китайскую Народную Республику группы советских врачей под руководством профессора В. Г. Вогралика.
Сегодня этот метод успешно используется в различных клиниках и научно-исследовательских институтах страны.
В современном мире традиционная медицина — сокровищница народного опыта — имеет большое будущее как один из истоков научной медицины.
Яркое свидетельство тому — принятое в 1980 году решение Всемирной организации здравоохранения о признании иглоукалывания научно обоснованным методом и рекомендация применять его в практике лечения различных заболеваний.
По материалам журнала "Здоровье" 05.1989 г.