Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1989 год
ГИГИЕНА ТРУДА, БЫТА, ПИТАНИЯ. ОТДЫХ. ФИЗКУЛЬТУРА
ЭХО ИСТОРИИ
МИФОЛОГИЯ И ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЕ
Т С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство...» — так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая была создана еще до Гиппократа и сегодня носит его имя.
Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея — боги древнегреческой религии, истоки которой таятся в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря.
Вобрав в себя их легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, древнегреческая религия достигла своего расцвета к II тысячелетию до нашей эры.
Самое обширное и самое раннее собрание греческих мифов — эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру, впервые записаны в VI веке до н. э.
По мнению К. Маркса, в древней Греции «детство человеческого общества... развивалось всего прекраснее». Греки были «нормальными детьми», их боги наделены всеми человеческими качествами и страстями.
Почитание богов в древней Элладе выражалось не самобичеванием и самоотречением; театральные представления, гимнастические празднества и Олимпийские игры считались религиозными церемониями и первоначально были предназначены для прославления богов.
Асклепий лечит больного. Плита из Опороса. Афины. Национальный музей.
Культ Асклепия, как бога-целителя, сложился в Элладе к VII веку до н. э. По всей вероятности, прообразом этого мифического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII век до н. э.) царь Фессалии и глава семейной врачебной школы Асклепий.
Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях-военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречается в «Илиаде».
Согласно греческой мифологии, Асклепий был сыном Аполлона — бога мудрости, поэзии, музыки и красоты, который почитался также как врач богов и бог врачей.
Искусству врачевания юный Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона — ему Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и умел не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида.
По преданию, бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя острова Кос (в Эгейском море), который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний в древней Греции.
Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия); к нему причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе около 460 года до н. э.
Детьми Асклепия считались Гигиея — богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший искусным хирургом, и Подалирий прославившийся лечением внутренних болезней.
Панакея — покровительница лекарственного врачевания.
Среди богов олимпийского пантеона (согласно преданию, обитали они на горе Олимп в Фессалии) многие имели отношение к врачеванию, сохранению здоровья и здорового образа жизни.
Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, известна как богиня брака. Артемида — сестра-близнец Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей, почиталась и как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия.
Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос олицетворял сон.
По мнению К. Маркса, «греческая мифология составила не только арсенал греческого искусства, но и его почву». Вот почему без знания мифологии порой трудно понимать многие классические произведения, сюжеты картин, скульптурных групп, медицинские термины.
В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия и его дочери Гигиеи была змея — символ мудрости, знания и могущества сил природы. Асклепия (в древнем Риме его называли Эскулапом) изображали с посохом, обвитым змеей, а Гигиею в виде молодой и красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и кормила из чаши впоследствии посох, обвитый змеей, и чаша со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других — страх перед ее неведомыми силами.
Змеи входили также в символику бога Гермеса, олицетворявшего прибыль, обмен и торговлю. К тому же в дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших в царство мертвых.
В его руке всегда был кадуцей — жезл, вокруг которого обвивались две смотрящие друг на друга змеи. Впоследствии кадуцей стал в одних странах эмблемой торговли, а в других — эмблемой медицины.
Лежанки для больных в Коринфском асклепейоне.
Рига. Фототака Музея истории медицины имени П. Страдыня.
В древней Греции, где здоровый образ жизни высоко ценился, культ Асклепия был очень популярен. Как уже отмечалось, он сложился в VII веке до н. э. Несколько позже (в VI—IV веках до н. э.) в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос были воздвигнуты первые святилища в его честь — асклепейоны.
В целом античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Греции.
Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его центральное сооружение — храм Асклепия (IV век до н э.) был украшен многочисленными колоннами и статуями.
Внутри храма находилась громадная скульптура Асклепия из золота и слоновой кости (до наших дней не сохранившаяся). Ее автор Фрасимед Паросский изобразил бога врачевания сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа от него.
На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос — выдающееся произведение древнего зодчества, воздвигнутый в IV веке до н. э. Поликлетом Младшим.
В его подземелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с целебным источником.
Минеральный источник, обладающий лечебным действием, так же как и исцеляющая кипарисовая роща, были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма.
Жертвенная (исполненная по обету) мраморная
плита, иллюстрирующая случай флебита. Афины.
Национальный
музей.
Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому он считался священным.
На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр построенный Поликлетом Младшим и слывший одним из самых больших и замечательных во всей Греции.
Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления.
При раскопках в Эпидавре найдены в большом количестве изображения исцеленных частей тела. Сделанные из мрамора, золота, серебра, они приносились в храм в уплату за услуги врачевателя. Это мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши.
По описанию французского историка Шарля Диля, религиозный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре, так и в других асклепейонах все нечистое, в частности, связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимых больных, пришедших иногда из самых отдаленных мест Греции изгоняли за пределы священной ограды.
Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый вошедший мылся в водах «священного» источника, после чего приносил жертву богам.
Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приемы народной медицины, водолечение, массаж, гимнастические упражнения и театральные представления, а также методы психологического воздействия, в том числе толкование снов, к чему в просвещенных кругах древней Греции относились весьма критически, даже насмешливо.
В комедии Аристофана “Плутос», поставленной в Афинах в 408 году до н. э., в одной из сцен рассказывается, как больной разочаровался в святости «священных» снов. Тем не менее толкование снов долгое время было весьма популярно.
Так, в Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского (323 год до н. э.) его диадохи (военачальники) в течение многих ночей спали у алтаря греко-египетского бога Сераписа, надеясь, что он спасет их умирающего монарха.
В наиболее трудных случаях заболеваний в асклепейоны в качестве помощников приглашались светские врачеватели: в древней Греции не было резкого разделения между светской медициной и врачеванием в храмах. Об этом свидетельствуют и памятники светским врачевателям, воздвигнутые на территории асклепейонов.
По материалам журнала "Здоровье" 06.1989 г.