Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1989 год
ЭХО ИСТОРИИ
ВЕЛИКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ И ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ
Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук
В Древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии. Поэтому все великие врачи были философами, и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.
Так, выдающийся философ древнего мира Демокрит, которого К. Маркс и Ф. Энгельс называли «эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков», в своих сочинениях уделял значительное внимание вопросам медицины.
В его трудах встречаются рассуждения о диете и применении различных лекарств, о лихорадке и бешенстве, об анатомии хамелеона и эмбриологии, об эпидемических болезнях и прогностике.
Материалистические позиции Демокрита в области медицины четко выражены в его известных словах: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому. Невоздержностью своею противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья благодаря своим страстям».
Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной профессией. В начале классического периода истории Древней Греции (VI—V века до н. э.) рамки семейных школ расширились: в них стали принимать одаренных учеников из других семей и даже из других городов-государств Древней Эллады.
Так сложились передовые врачебные школы Древней Греции. Среди них книдская (город Книд на западном побережье современной Турции) и кротонская (город Кротон на территории современной Италии), которые процветали уже в VI веке до н. э.
Во главе кротонской врачебной школы стоял Алкмеон (VI—V века до н. э.) — «муж, искусный в естествознании, первый (среди греков) дерзнувший приступить к разрезыванию тел (животных)»; он описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный впоследствии евстахиевой трубой), рассуждал о головном мозге как органе познания и причине некоторых болезней.
Позднее, в V веке до н. э., на острове Сицилия была создана знаменитая сицилийская врачебная школа, которая оставалась известной во времена Платона и Аристотеля. Ее основатель — Эмпедокл (около 495 — около 435 года до н э.) был философом, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом: ему приписывают спасение города Селинунта от вспышки массового заразного заболевания.
Изображение больного на мраморной плите, найденной в Опоросе.
Афины. Национальный музей.
И все же самой известной в Древней Элладе была косская врачебная школа (остров Кос в восточной части Эгейского моря). Первые достоверные сведения о ней относятся к 584 году до н. э , когда жрецы Дельфийского храма попросили врачевателя Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса остановить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос.
Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание Исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Многие врачеватели прославили косскую школу, однако ее наивысший расцвет связан с именем Гиппократа Второго Великого (около 460 — около 377 года до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ.
Титульный лист первого издания
«Гиппократова сборника медицинского...»
на латинском языке. Рим, 1525.
ГИППОКРАТ И «ГИППОКРАТОВ СБОРНИК»
Самые первые биографии Гиппократа, или Иппократа (в переводе с древнегреческого — «укротитель коней») были написаны не ранее чем несколько столетий спустя после его смерти.
Их авторы (Соран, Свида, Цец и другие) не были современниками Гиппократа, и потому их повествования носят отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врача.
Достоверные сведении о жизни Гиппократа весьма ограничены. Так, Свида, живший в X веке, представляет Гиппократа следующими словами. «Гиппократ — косский врач, сын Гераклида... стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства...
Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимбрии и Горгия Леонтинского, ритора и философа, по утверждению некоторых — даже Демокрита Абдерского...
Имея двух сыновей, Фессала и Дракона, он скончался 104 лет от роду и похоронен в Лариссе Фессалийской».
По отцу Гиппократ принадлежал к знатному роду асклепиадов (потомков Асклепия). В роду Асклепия было по меньшей мере семь Гиппократов. Гиппократ Великий был вторым.
Он много путешествовал, и слава о нем распространилась во многих государствах.
«Книги, написанные Гиппократом, всем, соприкасающимся с врачебной наукой, известны и ценятся, как глас бога, а не исходящий из уст человеческих».
Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам, на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни.
Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II веке н. э. показывали ее путешественникам.
Понять Гиппократа можно только через призму его эпохи. По определению К. Маркса, это был период «высочайшего внутреннего расцвета Греции», когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей.
В политике это был век Перикла, в истории — век Геродота и Фукидида, в философии — век Левкиппа, Демокрита Эмпедокла, Анаксагора, Горгия, Сократа и Платона, в поэзии— век Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества — век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины — век Гиппократа, Эврифона, Праксагора.
В то время не было принято составлять биографии великих людей, и редкие достоверные сведения о них мы можем черпать только из дошедших до нас рукописей их великих современников и последователей. Так в диалогах Платона Гиппократ дважды упоминается с большим пиететом.
Ахилл перевязывает рану Патроклу.
Рисунок на античной вазе. V век до н. э.
Берлин. Государственные
музеи.
В труде Аристотеля «Политика» его имя — веский тезис аргументации «По численному количеству жителей считается (государство) великим, а следует обращать внимание не на количество, а на силу... подобно тому, как о Гиппократе скажут, что он не как человек, а как врач, более велик, чем тот, который превосходит его величиной тела».
Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ до сих пор окончательно не решен. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными.
Первый сборник сочинений древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа — в III веке до н. э. — в знаменитой Александрийской библиотеке.
В то время в Александрии, столице эллинистического Египта, правили Птолемеи, преемники Александра Македонского, которые покровительствовали развитию различных областей знания.
По их повелению со всего света свозились в Александрию древние рукописи на различных языках из ближних и дальних заморских стран. Были среди них и медицинские тексты на древнегреческом языке.
Впоследствии все они (в количестве 72) были объединены в «Гиппократов сборник», названный в честь легендарного врача Древней Эллады.
Различный стиль текстов, полемика и даже явное противоречие между отдельными сочинениями не оставляли сомнения в том, что «Гиппократов сборник» составлен из произведений многих авторов, принадлежавших к различным врачебным школам Древней Эллады.
На протяжении нескольких веков ученые многих стран мира изучают этот вопрос.
Большинство из них считает, что наиболее выдающиеся произведения сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях», «О ранах головы», «О переломах», «О диете», — а возможно, и некоторые другие принадлежат Гиппократу и отражают традиции косской врачебной школы, которая взрастила его и славу которой он умножил своим искусством.
«Гиппократов сборник» — энциклопедия древнегреческой медицины классического периода. Он отразил материалистические представления древнегреческих врачей о неразрывном единстве человека и окружающей природы, о причинной связи болезней с условиями жизни и целительных силах природы, вобрал в себя передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики.
Хирургические инструменты классического
периода истории Древней Греции.
Из коллекции Т. Мейера-Штейнега.
«КЛЯТВА» ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ВРАЧЕЙ
«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Элладе. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления».
Все вместе они дают цельное и четкое представление об обучении и моральном воспитании врача и тех требованиях которые предъявлялись к нему «по закону медицинскому»: почитать учителей наравне со своими родителями, сохранять врачебную тайну, бескорыстно и честно исполнять свой долг перед больным, воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости, неукоснительно следовать высоким нормам морали.
Заканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».
Когда впервые была составлена «Клятва», неизвестно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создала до Гиппократа. В III веке до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа.
Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития.
Ярким примером тому является последнее дополнение, которое было внесено в официальный текст «Клятвы врача Советского Союза» в ответ на призыв III конгресса движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», состоявшегося в Амстердаме в 1983 году.
Вот эти строки: «Сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны».
Этот призыв объединяет сегодня врачей всех континентов Земного шара и с новой силой напоминает нам о великой мудрости, заложенной в древности: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности.
Этому служила «Клятва» древнегреческих врачей, которая обеспечивала им доверие общества: «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Законы врачебной этики в Древней Греции были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях»: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».
По материалам журнала "Здоровье" 10.1989 г.