Журнал «Здоровье» 1990 год

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ СТАТЬИ
ОСОБЫЕ ЗОНЫ ОРГАНИЗМА

НА ЛИЦЕ ТВОЕМ... ЧИТАЮ

В № 11 журнала «Здоровье» мы рассказали о лице — его форме, пропорциях, мимических мышцах... Сегодня разговор с академиком АМН СССР Василием Васильевичем КУПРИЯНОВЫМ, автором книг «Лицо человека» и «Лицо больного», продолжает наш корреспондент О. ЗЕДАЙН.

— Василий Васильевич, в прошлый раз вы закончили свою статью стихами физиогномиста Иоганна Лафатера. И сразу возникли вопросы: что это за наука — физиогномика, каковы ее интересы?

— Физиогномику наукой не считают, это скорее искусство. Хотя именно великие умы прошлого отдали ей дань. Не кто иной, как Аристотель, заложил основы учения о лице, которое позже было названо физиогномикой.

Он считал, что черты лица и его общее выражение характеризуют определенный тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одаренности.

Например, он полагал, что толстые носы в форме луковицы свойственны людям грубым, неразвитым, остроконечные носы обличают вспыльчивых, а крючковатые присущи людям благородным и властным. Выводы Аристотеля вдохновляли физиогномистов на протяжении двух тысяч лет.

Его взгляды разделял великий целитель Авиценна. В своей практике он подробно анализировал выражение лица больного и результаты наблюдений приобщал к другим аргументам при постановке диагноза.

Источники говорят о том, что Пифагор с легкостью разрешал не только загадки точных наук, но и раскрывал тайны человеческого лица. Он не брался обучать студента математике, если не видел у него на лице знаков, говорящих о способностях к этой науке.

Ну, и, наконец, Иоганн Гаспар Лафатер, подготовивший четырехтомное иллюстрированное издание, обусловившее новый подход к физиогномике. Он зарисовал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Книги Лафатера были очень популярны в свое время.

Даже русская императрица Екатерина II отправила делегацию во Францию и Швейцарию во главе со своим сыном Павлом, который в 1782 году встречался с Лафатером и долго беседовал с ним.

На всем протяжении истории физиогномики от Аристотеля до Лафатера и далее их последователи декларировали прямую зависимость черт лица от характера человека, его сущности.

— Нельзя ли познакомиться с некоторыми откровениями древних? Довольно заманчиво, пользуясь их наставлениями, научиться проникать в помыслы собеседника, основываясь на особенностях выражения его лица.

— А разве без их наставлений мы не умеем этого делать? Лафатер утверждал, что «физиогномическое чутье — это дар божий». Позволю себе добавить: наделен им практически каждый, один в большей, другой в меньшей степени.

Младенец, еще не научившись говорить, знает «азбуку» физиогномики. Он прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась — и он широко (ах, как широко!) улыбается в ответ, она нахмурила брови — у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах и кривится готовый заплакать ротик.

Как анатом я могу описать, скажем, картину грусти на лице. Она характеризуется снижением тонуса мышц, рассеянным взором; губы сомкнуты, углы рта умеренно опущены.

Другим состоянием мышц «написано» на лице горе: брови сведены, резко выделяется носощечная складка, подбородок напряжен; при плаче углы рта оттягиваются сокращением соответствующих мышц книзу.

Но, согласитесь, один только взгляд заменяет эти длинные описания. Нам не надо анализировать, какой угол рта опущен, а какой приподнят, мы схватываем картину в целом и по ней определяем, в каком состоянии находится человек.

— Да, особенно если речь идет о наших близких. Порой бывает достаточно не то что тени, а полутени на лице, чтобы понять: что-то случилось, произошла перемена в настроении, человек чем-то озабочен, огорчен...

— Полутень, полусвет... Анатомически это даже не разложишь по мышцам, но тем не менее именно оттенки, нюансы сообщают нам истину. Экспериментально было доказано, что человек может судить об эмоциональном состоянии другого даже по отдельным деталям лица.

Я не говорю про губы, рот — он очень выразителен. С его конфигурацией, положением челюстей, напряжением губ связаны многие выражения чувств и характера.

Считается, что люди с плотно сомкнутыми губами, с подтянутой кверху нижней губой обладают волевым характером, такими чертами, как решительность, настойчивость, смелость. Мягкие, неплотно сомкнутые губы говорят об обратном. Отвисание нижней челюсти, непроизвольно приоткрытый рот характерен для людей с нарушенной психикой: но это уже патология.

Интересен следующий факт: добровольцам предлагали определить смысловой аспект такой реакции, как нахмуривание бровей. На одной фотографии человек задумался, сосредоточился, на другой был чем-то возмущен, на третьей — недоволен. И все трое хмурили брови.

Фотографии закрывали белым листом, оставляя лишь область глаз и бровей, и предлагали определить эмоциональное состояние фотомодели. Практически никто из испытуемых не ошибся.

На лице твоем читаю

— Мне кажется, эксперимент был не очень «чистым»: ведь глаза оставляли открытыми, а по ним можно прочесть буквально все. «Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину... и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена...» — так писал Мастер, знаток человеческих лиц и душ, Михаил Булгаков.

— Действительно, по глазам можно прочитать радость, удовольствие, горе, симпатию, принуждение... Глазами выразить одобрение, согласие, запрет, поощрение... Область глаз считается главной мимической зоной лица.

По глазам оценивается степень эмоциональной настроенности, прочитывается уровень понимания происходящего. Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном специалисты расценивают как показатель эмоциональной неуравновешенности, неподготовленности к последовательному, логическому мышлению.

— А может быть причина бегающих глаз — просто неискренность человека, его нежелание быть откровенным, стремление ускользнуть от ответа? Помните, опять же у Булгакова, секретарша Лапшенникова «со скошенными к носу от постоянного вранья глазами»?

— Конечно, человека с уклончивым, бегающим взглядом можно заподозрить в неискренности. Только не делайте поспешных выводов, учтите, что в разных странах по-разному относятся к тому, как надо смотреть на собеседника.

Изучая проблему взглядов (представьте, есть и такая проблема!), ученые условно разделили народы мира на контактные и неконтактные.

К контактным относятся арабы, латиноамериканцы, народы юга Европы. Они темпераментны, при разговоре часто жестикулируют, стараются коснуться друг друга. У арабов, например, считается необходимым смотреть в глаза того, с кем разговариваешь, а у японцев, которых условно относят к неконтактным культурам, напротив, невежливым.

При разговоре полагается смотреть на шею собеседника так, чтобы глаза и лицо партнера находились в поле периферического зрения.

В Кении же сохранился обычай, требующий, чтобы зять и теща разговаривали, только стоя спиной друг к другу.

— Удивительный обычай! Интересно, чем он продиктован? Может быть, тем, что слова нам более подвластны, чем мимика? Наговорить можно «семь верст до небес», а вот сделать хорошую мину при плохой игре не всегда удается. Обязательно что-то выдаст: или покраснеешь как рак, или станешь белым как бумага, или какая-нибудь мышца иронии или гордецов не выдержит и дрогнет...

— Верно, и внезапная краска стыда, и смертельная бледность волнения, и расширение зрачков от страха — все это вегетативные реакции, протекающие на уровне ствола мозга и подкорки и мало подчиняющиеся нашей воле.

Но большинство эмоций и соответствующих им выражений все-таки нам подвластны. Мы вольны сгустить мимические краски лица или сделать их более тонкими, прозрачными.

Только у маленьких детей мимика непроизвольна. Никакого сдерживающего начала, никакой двусмысленности в сокращениях мимических мышц! На детском личике и радости, и огорчения всегда написаны сочными, яркими «мазками».

Взрослея, мы учимся управлять своими эмоциями, тормозить непроизвольную, подсознательную мимику. И она все больше подчиняется коре больших полушарий, то есть нашему сознанию.

Чем человек воспитанный отличается от невоспитанного? Первый умеет обуздывать произвол эмоций и владеть собой, своим лицом, а второй этого не умеет. У англичан даже существует особая система «воспитания» лица, которая предписывает сохранять невозмутимое выражение во всех случаях жизни, даже если, как говорится, земля разверзнется под ногами.

— Но неоднократно приходилось читать, что если постоянно сдерживаться, не давать выход своим эмоциям, то в конце концов под их грузом сломаются наши внутренние механизмы: у одного разовьется гипертоническая болезнь, у другого — невроз, у третьего сердце начнет пошаливать... Так надо ли себя сдерживать? Может, лучше потерять хорошее выражение лица, зато здоровье сохранить?

— Нет, не лучше! Что уж греха таить, мы не англичане и не привыкли к излишней сдержанности: «рычим», огрызаемся в магазинах, на работе, в транспорте, в кино... Даже в парламенте! И что же? Разве меньше болеем? Мало у нас людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, расстройствами нервной системы? Много, страшно много.

Не стану утверждать, что стоит сделать хорошее, спокойное лицо — и все трудности останутся позади. Но нельзя не учитывать, что между выражением лица и психическим, эмоциональным состоянием существуют реципрокные отношения.

Это значит, что не только эмоции влияют на мимику, но и мимика воздействует на настроение. Причем даже искусственно вызванная. Это доказано.

— Что же получается: настроение — чернее тучи, все раздражает, но стоит вымучить улыбку, и от этого, как в детской песенке, в небе радуга проснется?

— Ну, вся радуга (я имею в виду весь спектр положительных сдвигов в центральной нервной системе), может быть, и не проснется. Но один солнечный зайчик — гарантирую.

Ведь, как говорилось, мимические мышцы тесно связаны с подкорковыми образованиями, со многими структурами мозга, в частности с лимбической системой. Искусственно улыбаясь, мы включаем те механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку. Так сказать, реакция по аналогии.

Конечно, включаются они не в полном объеме, поскольку мы имитировали радость. Это как отраженный свет. Но все-таки свет, а не туча. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость. Это широко используют в своей практике врачи, психологи.

— Согласна, при желании можно добиться определенного автоматизма и сохранять невозмутимое или приветливое выражение лица. Но кому нужны эти механические улыбки?

— Может быть, вы помните мультфильм про крошку-енота? Мать посылает малыша собрать камыши, но он никак не может это сделать, потому что тот, кто сидит в пруду (кажется, так и фильм называется), корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка-енот не понимает, что видит в воде собственное отражение.

Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые, недоброжелательные лица в метро, автобусе, бесконечных очередях, не осознаем, что видим себя. И в этой атмосфере еще больше напрягаемся, каменеем лицом.

Но попробуйте расслабить его, разгладить — вы почувствуете, что даже физически становится легче, напряжение спадает. Сам вид улыбающегося лица — уже положительная эмоция. Почаще улыбайтесь. И тогда «тот, кто сидит в пруду», обязательно улыбнется вам!

ПОДПИСИ К РИСУНКАМ НА ЦВЕТНОЙ ВКЛАДКЕ

Уважаемые читатели! Предлагаем вам своеобразный тест: всмотритесь в фотографии и рисунки и постарайтесь прочесть по нескольким деталям выражение лиц. Не сомневаемся, что фотографии (1, 2, 3) не составят для вас никакого труда, а вот рисунки?

Если большинство из них — хотя бы 2/3 — совпадают с вашими подписями, значит, вы внимательный, наблюдательный человек и хорошо различаете нюансы мимики.

4. Внимание, удивление.

5. Сомнение, недоумение.

6. Недовольство, брезгливость.

7. Отвращение.

8. Агрессия, жестокость.

9. Смех.

10. Горе, печаль.

11. Презрение.

Рисунки А. ЕВСЕЕВА

По материалам журнала "Здоровье" 12.1990 г.

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения



По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.