Подруга
Алфавитный указатель
Журнал «Здоровье» 1991 год
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ >>>
12 шагов в будущее: Восьмой месяц
О «ладушках», «прятках» и пользе ползания
В. И. ШИЛЕНКОВА, кандидат медицинских наук
Эмоциональное развитие продолжается. Малыш уже и раньше понимал отдельные слова, теперь ему небезразличны интонации вашего голоса. Веселые, радостные нотки заставляют его улыбаться, в ответ на ровное обращение он успокаивается, а на строгие, сердитые слова готов разреветься.
Малышу необходимо общение, он старается и сам привлечь наше внимание громким лепетом, своеобразными возгласами и, когда ему это удается, смеется довольно и радостно. Все это надо учесть для будущих занятий с ребенком.
Сейчас одна из главных ваших задач — понемножку обучать его говорить. Он ведь уже подражает взрослым. Предлагайте ему повторять простые слоги: ма-ма, ба-ба, дя-дя, ля-ля и так далее.
Продолжайте учить его названиям предметов и игрушек: «Это — стол», «это — кровать», «диван», «радио». Запоминает малыш быстро и через некоторое время уже сможет отвечать на вопрос «где?», отыскивая предмет взглядом или показывая на него рукой.
Продолжайте обучение, называя различные действия. «Вот петушок — он кричит «ку-ка-ре-ку», клюет зернышко, собачка бегает, лает «ав-ав», — и так далее.
Ребенок и сам открывает для себя различные свойства предметов. Вот он бросил игрушку за барьер манежа, с удивлением смотрит на нее. Дайте ему эту игрушку, он снова ее бросит. Не ругайте его, наберитесь терпения.
Вы показываете, как летит мячик, он повторяет и вновь радуется своему открытию. Оказывается, погремушкой можно размахивать, и она при этом гремит, для него все внове, все интересно.
Какими бы бессмысленными действия ребенка ни казались вам, не отвлекайте его, даже если взрослым это доставляет беспокойство.
Только обязательно позаботьтесь о безопасности малыша: уберите тяжелые предметы, мелкие, острые, колющие.
Настало время и первым простым играм «ладушки», «прятки» «догонялки». Почаще играйте с малышом, это ему очень и очень полезно.
Не забывайте обучать его простым и полезным гигиеническим навыкам. Перед едой мойте с ним вместе ручки, умывайтесь по утрам. И, конечно, уже становится правилом высаживание на горшок.
Проследите, чтобы горшок был теплым, стоял в определенном месте. Похвалите малыша, если он сделал то, что ему полагалось. А если не удалось, ни в коем случае не ругайте и не удерживайте его на горшке силой. Ребенок должен сидеть на горшке не более 5-7 минут.
Спать в этом возрасте ему надо в общей сложности 15-16 часов. Днем малыш еще пока спит три раза между кормлениями. Старайтесь не возбуждать его перед сном, следите, чтобы он не утомлялся.
Днем в манеже малыш много двигается, ползает. Движения его становятся быстрыми, более координированными. Укрепляются мышцы позвоночника, он самостоятельно садится из положения «лежа», может играть сидя, ухватившись за перекладинки барьера, пытается вставать на ножки. Некоторым это уже и удается.
Вставать он старается изо всех сил, прямо трудится. Не помогайте ему, пусть встает сам. Это хорошее упражнение, постепенная подготовка к ходьбе. При поддержке малыш сейчас уже подолгу опирается на прямые ножки, встает на полную ступню. Прямо хочется начать учить его ходить.
И многие родители так и делают. Остановитесь: всему свое время. Мышцы ног, особенно ступней ребенка, пока еще очень слабы. Длительная нагрузка может привести к плоскостопию, а слишком раннее вертикальное положение - одна из причин искривления голеней.
Причем чаще это происходит у детей с лишним весом. В костях ребенка пока еще много хрящевой ткани, за счет которой происходит интенсивный рост костей, и в этом возрасте длительная нагрузка на ножки позже может доставить много неприятностей.
А вот ползание очень полезно ребенку. Укрепляются различные группы мышц - он ведь ползает на четвереньках, при этом периодически садится, даже пытается вставать. И потому, если малыш сам не ползает, попробуйте стимулировать его. Выкладывайте на животик, ставя впереди яркую игрушку. Ладонью руки упирайтесь в стопы ребенка так, чтобы он смог отталкиваться.
Он уже понимает речь, объясняйте ему, что надо делать. Ползание предупреждает и развитие плоскостопия. Вы убедитесь в этом наблюдая за ребенком. Вот он ползет - стопа сгибается, он отталкивается — стопа меняет положение Все это укрепляет мышцы стопы.
Комплекс физических упражнений в основном остается прежним. Цель упражнений - подготовить малыша к ходьбе, укрепить мышцы, способствовать согласованности движений.
Упражнения состоят из охватывающих движений ручками, «скользящих шагов», массажа живота, поворота со спины на живот вправо за ножки, массажа спины, присаживания при поддержке за обе отведенные в стороны ручки, круговых движений руками, поворота со спины на живот влево, приподнимания из положения на животике при поддержке за руки.
Очень полезны упражнения для прямых мышц живота: поднимите выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения и опустите их. Повторить это упражнение можно до шести раз.
При теплой погоде оставляйте ребенка на свежем воздухе в трусиках и маечке. Это основная закаливающая процедура для него. Не забывайте и водные процедуры — умывание, влажное обтирание, обливание прохладной водой. Продолжаем солнечные и воздушные ванны в кружевной тени деревьев.
Одежда ребенка должна быть свободной, не стеснять движений. Обувь нужна с мягкой подошвой: твердая подошва потребуется только тогда, когда ребенок будет хорошо стоять, не раньше чем в 10 месяцев.
Продолжайте кормить малыша пять раз в день через 4 часа. Из них три раза - грудь, молочная смесь или и то, и другое. Один раз в день - каша из любой крупы, и - обед.
Обед теперь почти как настоящий: бульон с мясом и овощное пюре. Бульон лучше из нежирной говядины. Учтите, что куриный бульон нередко вызывает аллергию.
Начинать надо с одной-двух чайных ложечек, постепенно увеличивая до 50-70 миллилитров. Мяса - одна столовая ложка. Пюре - из самых разнообразных овощей.
Продолжаем давать желток, можно в обед, чередуя с мясом. С одним из кормлений давайте творог - до 50 граммов. Конечно, продолжаем готовить соки и фруктовые пюре.
Обед и кашу вы даете только с ложечки, терпеливо приучая к этому ребенка. Пить ему положено уже из чашки. Чашку он пытается ухватить сам, помогите ему, поддерживая.
Учите ребенка жевать. У большинства детей в этом возрасте уже прорезались зубки. Обязательно давайте кусок сухой белой булки после кормления. Жевание приучает к твердой пище, да и для десен полезно.
Хочу еще раз напомнить о специфических летних проблемах: учащаются желудочно-кишечные заболевания, грудные дети им особенно подвержены, и для них, маленьких, эти заболевания чрезвычайно опасны. Кишечные расстройства протекают на фоне тяжелой интоксикации, рвоты, сопровождаются подъемом температуры.
Бывают легкие случаи и с жидким но не очень частым стулом, когда рвоты и температуры нет. И такие явления родители иногда связывают с погрешностями в питании или введением какого-либо нового продукта. Но это не так. Кишечное расстройство, или энтероколит, как называют это заболевание врачи, вызывает обычно именно кишечная инфекция.
Все знают о дизентерии, наслышаны сейчас и о сальмонеллезе. Возможны и другие возбудители: кишечные палочки, протей, стафилококки, различные вирусы.
Пути передачи — грязные руки, грязные игрушки, которые малыши часто засовывают в рот, плохо вымытые овощи, недоброкачественные, несвежие продукты, в них могут скопиться микробы.
Уберечь ребенка от кишечной инфекции вы можете, только заведя в доме строгие правила. Всегда, и особенно летом, все члены семьи, придя в дом, где есть маленький ребенок, сразу же моют руки с мылом, снимают уличную обувь, одежду.
Овощи хорошо промывайте щеткой, теплой водой. Они, конечно же, должны быть свежими.
Особенно опасны несвежие помидоры, арбузы, дыни с размягченными участками.
Никогда не давайте ребенку овощи или фрукты разрезанными день назад или даже несколько часов. В сладкой мякоти на воздухе легко размножаются микробы.
Сок готовьте только из свежих, неповрежденных ягод и овощей и только непосредственно перед тем, как дать его ребенку.
Внимательно мойте капусту - каждый листик, если хотите приготовить малышу салат. То же относится к любой зелени - петрушке, укропу, сельдерею, которые могут быть испачканы землей.
В зелени долго сохраняются «представители» кишечных инфекций.
Не менее осторожными надо быть и с молочными продуктами. Нельзя просто подогревать молоко или молочные смеси перед кормлениями. Обязательно надо прокипятить и остудить.
Творог давайте только с молочной кухни или готовьте сами. Остерегайтесь дать попробовать малышу магазинную сладкую творожную массу и сырки, потому что сахар - именно та питательная среда, в которой микробы очень хорошо себя чувствуют.
Если у кого-то в доме появилось даже небольшое кишечное расстройство, лучше изолировать больного от ребенка. Ну а когда такой возможности нет, следите, чтобы больной тщательно соблюдал все меры предосторожности. И не забывайте обрабатывать все ручки дверей в доме раствором хлорамина или пищевой соды несколько раз в день.
Если все-таки ребенок заболел (рвота, снижен аппетит, поднимается температура, появляется понос), сразу же, при первых признаках заболевания, замените кормление питьем, но только не соками из свежих ягод!
Годятся теплый некрепкий чай с очень небольшим количеством сахара, а также различные отвары. Отвар из моркови, риса, кураги и изюма - все это полезно малышу.
Хорошим средством для предупреждения обезвоживания организма маленького ребенка служит препарат регидрон. Поить малыша надо часто с небольшими перерывами по 10-20 миллилитров, а если у него рвота - по чайной ложечке через каждые пять минут.
Учтите: если жидкость поступает в желудок в больших количествах, это может вызвать еще большую рвоту.
Помимо жидкости, заварите ребенку травы: зверобой (чайная ложка на стакан воды), ромашка (чайная ложка на стакан воды).
Травы заливайте кипятком, кипятите в течение 10-15 минут на водяной бане. Настои трав давайте теплыми по 30-50 миллилитров три-четыре раза в день.
И конечно же, при первых признаках заболевания покажите ребенка врачу и тщательно выполняйте его назначения.
По материалам журнала "Здоровье" 08.1991 г.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ >>>
12 шагов в будущее
- Первый месяц Ребенок дома
- Второй месяц: Поговори со мною, мама!
- Третий месяц: Уроки физкультуры и солнечные ванны
- Четвертый месяц: Малыш познает мир
- Пятый месяц: Новое меню - новые проблемы
- Шестой месяц: Зубки режутся
- Седьмой месяц: Он становится любопытным
- Восьмой месяц: О «ладушках», «прятках» и пользе ползания
- Девятый месяц: Ему уже очень многое удается!
- Десятый месяц: О проглоченных пуговицах и слове «нельзя»
- Одиннадцатый месяц: Он все больше становится самим собой
- Двенадцатый месяц: Самый трудный год позади
- Запоры у детей
- Здравый смысл плюс ответственность. Прививать? Не прививать?
- Творог? Кальций? Витамин D?
Внимание мамы!
РУБРИКА «ВНИМАНИЕ, МАМЫ!». ЕЕ МАТЕРИАЛЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ ПОЗНАКОМЯТ ВАС С ПРАВИЛАМИ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ ДО ГОДА. РАССКАЖУТ О ЕГО ПИТАНИИ РЕЖИМЕ ДНЯ. ВОСПИТАНИИ.
"Мамины «почему?»"
По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику "Мамины «почему?»", где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.
Рубрику "Мамины «почему?»", где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты.
Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.Ведет рубрику кандидат медицинских наук С. Л. ПОЛЧАНОВА.
- Что приготовить к рождению ребёнка?
- Можно ли пользоваться бумажными пеленками и подгузниками?
- Какая кроватка лучше?
- Нужна ли подушка?
- Как стирать пеленки
- Попробуйте и вы
- Нужна ли соска малышу?
- Как избегать опрелостей?
- Какую выбрать коляску?
- Пускать ли к новорожденному гостей?
- Когда «переселяться» в ползунки?
- Как одевать малыша в комнате?
- Мама пойдем на зарядку?
- Учить ли малыша плаванию?
- Плавать раньше, чем ходить
- Как закаливать ребенка первых месяцев жизни?
- Стричь ли малыша?
- Не вредно ли ребенку быть на солнце
- Как делать влажные обтирания
- Стричь ли ногти малышу?
- Как определить, что у ребенка начинается рахит?
- Не вредно ли пользоваться непромокаемыми трусиками?
- Можно ли включать телевизор, если в комнате маленький ребенок?
- Что умеет здоровый малыш?
- Как и когда приучать ребенка к горшку?
- В чем гулять малышу?
- Когда начинать прикармливать ребенка?
- Когда можно давать соки?
- Нужно ли при искусственном вскармливании добавлять в молоко сахар?
- Когда ребенок должен научиться пользоваться ложкой и пить из чашки?
- Когда можно кормить малыша за общим семейным столом?
- Как кормить малыша с плохим аппетитом?
- Нужно ли заниматься с грудным ребенком гимнастикой?
- Отчего возникает у ребенка диатез?
- Какие продукты чаще вызывают диатез?
- Как кормить ребенка с диатезом?
- Как ухаживать за кожей при диатезе?
- Делать ли профилактические прививки ребенку с диатезом?
- Можно ли закаливать малыша, страдающего диатезом?
- Как кормить при полной непереносимости коровьего молока?
- Ребёнок часто болеет
- Советуют мамы и бабушки
- Мои «правила»
- Реагирует ли грудной ребенок на музыку?
- Когда можно вывозить ребенка на юг, к морю?
- Когда можно давать ребенку магазинные соки (без грифа «для детского питания»)?
Популярная медицинская энциклопедия: «Грудной ребенок»
Кормление и уход за грудным ребенком