Журнал «Здоровье» 1991 год

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ >>>

12 шагов в будущее: Десятый месяц

О проглоченных пуговицах и слове «нельзя»

В. И. ШИЛЕНКОВА, кандидат медицинских наук

О проглоченных пуговицах и слове «нельзя»

Как быстро летит время! Еще совсем недавно на вас смотрело беспомощное и почти бессмысленное существо, а сейчас это уже активный маленький человечек.

Он радуется и пугается, может быть робким и стеснительным, а может — веселым, общительным.

Он по-разному реагирует на разных людей, но довольно-таки любопытен и к новым людям, и к новым предметам. Благодаря этому любопытству с ним нетрудно установить контакт. Он понемножку начинает понимать вас и к концу месяца, возможно, уже произнесет первые слова.

Ну что, портрет похож? Человечек растет, и не без вашего участия. Вы формируете его, лепите, он пока очень податлив и очень зависит от вас, от вашего терпения, от вашей доброты. И от умения родителей быть твердыми, настойчивыми.

Вы подолгу говорите с ним, следя, чтобы малыш повторял за вами короткие слова, стараетесь вызвать у него улыбку, смех, радость.

Есть у вас и не очень приятные функции — в чем-то нужно и ограничивать свободу ребенка. Слово «нельзя» все чаще появляется в общении с ним. Причем если вы что-то запрещаете, а он продолжает требовать и плакать, одного «нельзя» недостаточно.

Постарайтесь отвлечь его: внимание малыша в этом возрасте еще неустойчиво, он, как я уже говорила, любопытен и быстро переключается с одного занятия на другое.

Вы что-то ему запретили, предложите тут же что-то интересное взамен, например, поиграть в «прятки», «ладушки». Тогда запрет не вызовет отрицательных эмоций.

Если же вы просто будете жестко ограничивать «деятельность» вашего сына или дочки, слово «нельзя» в дальнейшем может стать причиной невротической реакции.

Я уже советовала вам не отвлекать ребенка, когда он играет самостоятельно. Сейчас настала пора приучать к самостоятельным играм сознательно. Придумывайте игры, занятия, способные увлечь малыша, чтобы он мог обходиться без вашей помощи.

Хорошо, если у него есть кубики для составления различных композиций, коробки с крышками, пирамидки, простые мозаики, куклы и так далее.

Малыш понемногу учится сравнивать и обобщать, У него должны быть по 2—3 собачки, 2—3 куклы, разные по величине и неодинаково одетые.

Он показывает многие предметы, названия которых знает, дает взрослому по его просьбе игрушку. Знает и свое имя, знает, но пока не произносит имена родных.

Понимает обращенную к нему речь, выполняет многие просьбы, порой что-то неосознанно произносит. Уже в следующем месяце он может вполне сознательно сказать «мама»» или «дай», если его этому учить.

А пока ребенок повторяет слова, подражая взрослому, и для него это вполне полноценное общение.

На десятом месяце ваш малыш уже устойчиво сидит (спина его при этом прямая), встает в манеже, передвигается с опорой. Иногда на минутку пытается стоя опустить руки («дубок»), но часто, правда, тут же падает.

Не торопитесь учить, а тем более принуждать его ходить. В костях малыша еще много хрящевой ткани, она не заменена плотной, костной. Длительное вертикальное положение, чрезмерная нагрузка на ножки приведет к их искривлению, к плоскостопию. И особенно опасна такая нагрузка для упитанных детей с избыточным весом.

Но в то же время самостоятельные движения малыша в манеже, на полу, на коврике когда он свободен в своих действиях, очень полезны. Он садится, встает, стоит столько, сколько хочет (или может), ползает... Не мешайте. Все можно, но без вашего участия и без насилия с вашей стороны.

Это не означает, что родители могут забыть про гимнастику и массаж. Заниматься с ребенком надо через полчаса-час после завтрака в хорошо проветренном помещении или, если тепло, на улице, повторяя весь комплекс массажа и упражнений.

Не забывайте и про водные закаливающие процедуры (см. «Здоровье» № 7 за 1991 год).

Старайтесь придерживаться режима, организовать его так, чтобы ребенок спал, ел и гулял в определенные часы. Следите, чтобы он не переутомлялся вечерами и по возможности в его присутствии не смотрите телевизор, чтоб не возбуждать малыша перед сном.

Ночной сон у него — 10-11 часов, днем 2 раза по — 2,5 часа. Всего в сутки малышу хорошо бы спать 15-16 часов.

Днем укладывайте его первый раз между первым и вторым кормлением, затем между третьим и четвертым. Но если он привык и ему нравится спать после четвертого кормления, не препятствуйте, зто вполне допустимо.

Ест он по-прежнему 5 раз в сутки. Первое и последнее кормление — грудное молоко (если, конечно, оно еще есть) или молочная смесь.

Второе кормление — каша и соки, далее — обед, старайтесь составлять его из трех блюд. Не забывайте про желток, его уже можно давать целиком, добавляя в кашу или на обед в те дни, когда на второе нет мяса.

Соки, фруктовые пюре, овощи — все это обязательно, так же как кефир и творог.

К концу месяца разрешается давать рыбу. Лучше филе трески, начиная, конечно, с маленьких порций.

Вы продолжаете приучать ребенка к твердой пище. Сейчас уже не надо пропускать все через мясорубку, лучше мелко резать.

А кормление, например, обедом, проходит так: даете 2-3 ложки супа, потом предлагаете откусить хлеб, приучаете пережевывать пищу. Не торопитесь, кормите маленькими порциями, стараясь не отвлекать внимания ребенка.

Вы продолжаете учить его важным и простым навыкам культуры питания — есть ложкой, пить из чашки. Не бойтесь давать малышу в руки ложку. Но если что-то разлилось — тут же приведите стол в порядок: ребенок должен привыкать есть аккуратно.

Ну а после кормления и перед сном — обязательная процедура высаживания на горшок. К горшку приучайте постепенно. Не надо развлекать малыша в это время игрушками. И, пожалуйста, больше 8—10 минут не держите его на горшке, даже если желаемого результата нет.

Иногда «грех» случается сразу после того, как малыш посидел на горшке. Тут уж можно сделать замечание, и очень строго, правда, не пугая его, но чтобы он понял: вы недовольны.

Вы должны знать, что сейчас у вашего ребенка опасный возраст. Никуда не денешься: движение и активность — увы — часто оборачиваются травмами, ожогами, проглоченными частями игрушки или, не дай Бог бабушкиными таблетками. Поэтому первое правило: ни в коем случае не оставляйте ребенка одного в комнате, если он не в манеже.

Следующее: уберите все предметы, которые потенциально могут быть для малыша опасны, в места, для него совершенно недоступные. Это касается колющих и режущих предметов, лекарств, различных кухонных приспособлений, электрических приборов.

Думаю, этот список вы можете продолжить сами. Будьте очень внимательны.

Не надо накрывать стол скатертью, малыш с удовольствием стягивает ее со стола вместе с посудой, и всем, что на нем стоит.

Смотрите, чтобы на полу или где-то рядом с манежем не валялись пуговицы, шарики, монеты, мелкие детали игрушки. Если игрушка сломана, соберите все ее части и спрячьте: обломанные края также могут быть опасны для ребенка.

Большинство несчастных случаев можно предусмотреть, но происходят самые неожиданные ситуации. Надо быть к ним готовыми и знать, как себя вести.

Иногда оглянуться не успеешь, а малыш уже схватил пуговку, засунул ее в рот, а потом неожиданно пуговка попадает в трахею или бронхи. Он начинает кашлять, сипит, может возникнуть спазм гортани.

В этом случае сразу наклоните ребенку головку и постучите несколько раз ладонью между лопаток. Кашель усилится, и инородное тело может выйти вместе со слизью. В любом случае, если вы поможете ребенку таким образом, и тем более если не удастся ничего сделать, обязательно как можно быстрее обратитесь к врачу.

Другая неприятность: мелкие предметы — бусинки, горошек, пуговки, попавшие в нос. Не надо пытаться самостоятельно удалять их, нечаянно вы можете продвинуть еще дальше. Сделает это врач специальным инструментом.

Если ребенок проглотил какой-то мелкий предмет, он в большинстве случаев попадает в кишечник и выделяется потом с калом.

Но бывает и по-другому: малышу становится трудно дышать, обильно текут слюни. Это означает, что инородное тело застряло в пищеводе и надо немедленно обратиться к хирургу.

Если ребенку что-то попало в ушко, также удалять самим нельзя: можно повредить барабанную перепонку. Нужна срочная помощь врача.

Летом, на даче, да сейчас и в городах, бывает, что в уши заползают насекомые — мошки или комары. Ребенок при этом резко кричит от боли, показывая на ушко. Закапайте в ушко растительное масло, наклоните головку ребенка в сторону и вниз. «Агрессор» гибнет и выпадает.

Насекомые доставляют массу неприятностей детям. В месте укуса у малышей появляются краснота, отечность, боль, жжение. Если укусила оса или пчела, посмотрите, не осталось ли жала, удалите его. Потом на место укуса сделайте свинцовую примочку (она продается в магазине без рецепта).

Все ссадины, ранки, порезы детям надо смазывать зеленкой или йодом. Если ребенку не «привита» АКДС, обязательно посоветуйтесь с врачом, не надо ли делать уколы противостолбнячной сыворотки.

Пораненную ногу поднимите вверх, слегка сдавив, на ранку наложите повязку, стерильный бинт или, если нет под рукой, чистый платок, проглаженную марлю.

Еще один вид травм — ушибы. И тут, конечно, самое неприятное — ушиб головы. Малыш подвижен, но координация еще плохая, он неустойчив, падает. И очень часто ударяется головкой. Причем нередко ушиб вызывает сотрясение мозга.

Признаки сотрясения — тошнота, рвота, порой потеря сознания, в легких случаях на несколько секунд, а в тяжелых — на несколько часов. Ребенок бледнеет, дыхание его делается неравномерным, замедляется пульс.

Если он потерял сознание, не везите к врачу, пока сознание не восстановится полностью: в таком состоянии транспортировка противопоказана. Не давайте нюхать ватку с нашатырным спиртом, не делайте искусственное дыхание.

Первая помощь в этом случае — полный покой. Уложите малыша так, чтобы головка была выше туловища, к голове приложите грелку со льдом или смоченное холодной водой полотенце. И, конечно, вызовите врача. Если он порекомендует лечение в стационаре, не отказывайтесь.

По материалам журнала "Здоровье" 10.1991 г.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ >>>

Родительский клуб

12 шагов в будущее

Внимание мамы!

РУБРИКА «ВНИМАНИЕ, МАМЫ!». ЕЕ МАТЕРИАЛЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ ПОЗНАКОМЯТ ВАС С ПРАВИЛАМИ УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ ДО ГОДА. РАССКАЖУТ О ЕГО ПИТАНИИ РЕЖИМЕ ДНЯ. ВОСПИТАНИИ.

"Мамины «почему?»"

Мамины «Почему»

По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику "Мамины «почему?»", где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

Рубрику "Мамины «почему?»", где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты.

Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.Ведет рубрику кандидат медицинских наук С. Л. ПОЛЧАНОВА.

Популярная медицинская энциклопедия: «Грудной ребенок»

Грудной ребенок

Гимнастика грудного ребенка

Кормление и уход за грудным ребенком

Купание и уход за грудным ребенком

Пеленание грудного ребенка

Развитие движений грудного ребенка

Энциклопедия домашнего хозяйства: «Грудной ребёнок»

Грудной ребёнок

Коляска ребёнка

Кормление ребёнка

Туалет ребёнка

  • Online книги:

  1. Устранение дефектов одежды:
  2. Конструктивные дефекты одежды
  3. Технологические дефекты
  4. Примерка образцов одежды
  5. Уточнение конструкций одежды для фигур разного телосложения






По вопросам сотрудничества обращайтесь по электронной почте, указанной в разделе "Контактная информация". Спасибо.



Использование
материалов сайта

http://zdorov.liferus.ru/

только с разрешения владельца сайта

Copyscape Plagiarism Checker - Duplicate Content Detection Software

http://www.copyscape.com/

вензель



Copyright     © 2007 Все права защищены.